Водолагина Виктория Петровна
Эссе «Стандарты» счастливого детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Стандарты» счастливого детства»
«Детство – это дивный период в жизни, когда все видится в
радужных тонах, не омраченных душевной болью.
Будущее целого мира может зависеть от одной ошибки
в воспитании, допущенной родителями.
М. Ф. Достоевский
Публикация «Эссе „Стандарты“ счастливого детства“» размещена в разделах
Достаточно сложная и глубокая тема для рассмотрения, на мой взгляд. Если задуматься над словом «детство» над его значением в жизни каждого человека. Детство – в этом слове столько тепла, доброты, любви и сожаленья ушедшего. Это то, что уже никогда не вернуть, но то, что можно подарить! Кому? – Своим детям! Большинство людей, вспоминая свое детство, назовут его счастливым и беззаботным, а есть и такие, кто не вспомнит ничего хорошего. Так что же такое детство и какое оно «счастливое детство»? Научным языком «детство» - период человеческого развития, когда человек (ребёнок) учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.
Большую роль в жизни ребенка играет его окружение. В первую очередь это – родители, которые на самых ранних жизненных этапах закладывают базовые знания, учат ходить, держать ложку и т. д. Залогом счастливого детства является полноценная семья – заботливая мать, прививающая ребенку любовь к окружающему миру, и строгий отец – пример для подражания. Только чувствуя непрерывную заботу и поддержку близких, маленький ребенок не боится экспериментировать и смело делает первые шаги навстречу неизведанному. Ребенку недостаточно вкусно поесть и тепло одеться, чтобы быть счастливым, для него важно внимание со стороны взрослых. Теплые мамины руки, сказки перед сном, крепкие объятия отца – все это вызывает в душе маленького человечка необычайно яркие эмоции, которые ему никогда не заменят ни подарки, ни конфеты. Счастливое детство малыша, конечно же, невозможно представить без сладостей, сюрпризов, мультиков и любимых игрушек. Однако, родители не должны таким образом выражать свою любовь, иначе ребенок попросту станет балованным и перестанет ценить вещи. Дети учатся тому, что они видят вокруг себя: если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать; если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться; если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; Если ребенок окружен дружелюбием, он узнает, что мир – прекрасное место для жизни. (Дороти ЛоуНолт)
Не менее важна роль детского сада в жизни ребенка. Детский сад для детей – это удивительная страна детства, где царит теплая атмосфера, где все сделано для того, чтобы пребывание в нем для детей было полезным, увлекательным и интересным. Иногда говорят, что детский сад или школа это может быть даже второй дом для ребенка, но, мне кажется, дом должен быть один – родной, где есть самые близкие родные люди, которые не воспитывают, не ругают, не ставят условий. Родной дом – место, где люди дружно и счастливо живут и заботятся друг о друге. Только пусть он обязательно будет у каждого ребенка на планете! Образовательная организация – это место, где дети проводят время без родителей. И какой бы она ни была: дополнительной, дошкольной, школой и т. д. Ее миссия создать условия для разностороннего развития, но условия эти должны быть такими, чтобы там было что-то такое, чего нет дома, чтобы ребенок там увидел, получил, узнал то, что он не может сделать дома.
Детям необходимо детское сообщество. Задача современного общества создать комфортные условия для общественного воспитания детей. Дошкольная образовательная организация –первый уровень в системе общего образования. Понимание перспектив дошкольного образования основано на осмыслении идеи, что акцент сместился в сторону ориентации на то, что уже ребенок может и его активность необходимо поддержать и раскрывать индивидуальные ресурсы, в отличие от установки прошлых лет, «что ребенок еще не может и его развитие зависит от стимулов извне». Задача взрослых – создание разнообразной социальной и предметно-пространственной среды образовательной среды, в которой ребенку комфортно, в которой нет принуждения и назидания, но есть условия для игры и разностороннего развития.
В чем же состоит ценность детства?
Ценность детства – акцент на том, что детство – неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура с целостным восприятием, открытостью миру, эмоциональной чуткостью. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также предполагает возможности взаимообогащения детского и взрослого миров. Стоит учитывать, что на сегодняшний день дети живут и развиваются в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Различные гаджеты занимают не малое времени в жизни современного ребенка. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, дети не заигрывались, нужно чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Существует ли стандарт «счастья»?
Стандарты в образовании в виде законов и шаблонов имеют место быть. Они подсказывают нам, педагогам, каким должно быть дошкольное образование, к чему нужно стремиться в своей работе. ФГОС ДО – это особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Конечно сам термин «стандарт» вызывает недоумение, когда заходит речь о детстве. Но стоит еще раз подчеркнуть, в стандарте не говорится о обезличивании детей, стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. ФГОС ДО – гарантия государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском обществе росли дети культуры, а не дети риска. Дети – наше будущее! А каким будет наше будущее, сегодня зависит только от нас, от взрослых, которые рядом с ними.
А счастье у каждого свое. Нет единого стандарта «счастливого детства», измеряемого в количестве игрушек, одежды, улыбок, послушания и домашнего порядка. Есть лишь стереотип того, что у счастливого ребенка все получаются лучше, выше успеваемость, больше друзей и перспектив на будущее. Счастливые родители – счастливые дети!
Из всего выше сказанного можно выделить несколько составляющих детского счастья.
1. Чувство защищенности и безопасности. Каждый ребенок особенно в раннем возрасте нуждается в защите, и взрослые, окружающие его, должны создавать это ощущение. Дети - это губка впитывающая состояния родителей. Ребенок чувствует то, что чувствует родитель.
2. Внимание. Ведь именно те моменты в жизни, останутся в детской памяти, когда родители были рядом в играх, на прогулках, в учебе. Дети формируют свою идентичность и самооценку, представление о своем потенциале, опираясь в большой степени на слова, которые взрослые говорят им в первые годы жизни.
3. Взаимоотношения родителей. Отношения между родителями, тот материал, из которого ребенок будет строить свою собственную жизнь. Дети формируют свое представление о любви, по большей части наблюдая за тем, как родители общаются между собой и то, как они относятся друг к другу. И если между родителями тепло любовь и согласие, то для детей окружающий мир будет надежным к большему теплым и наполненным радостью и любовью.
4. Семейные традиции и праздники. Мы, взрослые люди с большой теплотой вспоминаем те традиции, которые устанавливались в семье : пикник на природе, поездки к морю, тихие семейные вечера, а может и шумные встречи друзей. Очень часто эти традиции дети когда вырастут, переносят в свою семью.
5. Детское сообщество. Находясь в коллективе сверстников у детей развивается чувство ответственности, самостоятельности и появляются навыков общения. Так они учатся вести себя в коллективе, дружить, соревноваться и заниматься вместе.