Елена Галочкина
Эссе «Системно-деятельностный подход: загляни в себя…»
▼ Скачать + Заказать документы
Не имея своей системы в работе очень сложно наладить весь процесс воспитания и обучения в ДОУ. Без взаимодействий, будь то внутренних или внешних, не может быть и системного подхода в принципе.
Что конкретно я, как воспитатель, значу в этой цепочке педагогических взаимодействий?
Я считаю, что воспитатель - важное составляющее звено, но не самое главное, таковым являются - дети! Большую роль играют родители, коллеги, развивающая среда и т. д. Но всё же именно от воспитателя зависит, как будет развиваться умственная, речевая, конструктивная и другие виды деятельности в д/с.
Публикация «Эссе „Системно-деятельностный подход: загляни в себя…“» размещена в разделах
В своей работе мне приходится прогнозировать результаты, подводить итоги, анализировать, делать определенные выводы для того, чтобы сформировать свою систему работы. Понимание детей приходит с опытом, в процессе длительной систематической работы. Характер деятельности у детей может быть и активным и пассивным, деятельность же воспитателя должна быть обязательно активной. Улучшение качества воспитательно-образовательной деятельности во многом зависит от повышения уровня профессионального мастерства, компетентности, умения анализировать свою работу, творчески подходить к выбору методов воспитания.
Необходимо учитывать и индивидуальные способности детей. На практике очень часто бывает так, что в одной группе происходит подбор детей с активной речевой деятельностью, в другой - музыкальной и т. д. То же самое происходит и внутри группы - один ребенок увлечен игрой, другой - трудовыми поручениями, кто-то любит рисовать, а кому-то легко дается математика.
Чтобы работа не была формальной, и подход был в системе - необходимо заблаговременное планирование. Дошкольников следует приобщать к разным видам деятельности, попробовав свои силы, они начинают избирательно относиться к ним. Следует также разумно чередовать обучение, отдых, игры, труд.
Интеллект и компетентность - непременное условие авторитета воспитателя. Без этого очень сложно наладить работу с родителями.
Немаловажная роль принадлежит коллегам. С ними стараюсь работать согласованно, не боясь спросить совета у более опытных, но и сама зачастую помогаю молодым педагогам.
Анализируя системно-деятельностный подход к воспитанию и обучению дошкольников, хочется подчеркнуть, что система будет продуктивной, если цель и результат её совпадут. И тем более приятно осознавать, что ты имеешь к этому непосредственное отношение, или по крайней мере стремишься к этому.
В своей работе стараюсь придерживаться заповедей разумного воспитания (автор - А. Толстых) :
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении
2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему.
3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не показывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.
5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
6. Укажите ребёнку на допущенную ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её.
7. Оценивайте поступок, а не личность.
8. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, не смотря на оплошность.
9. Воспитание это последовательность целей.
10. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.