Ольга Юрьевна Мосина
Эссе «Портрет педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
В детский сад я пришла, когда мне было 17 лет, работала помощником воспитателя. Потом заочно закончила Борисоглебское педагогическое училище. Мой общий трудовой стаж 29 лет, педагогический стаж-24 года.
Все 29 лет я работаю в одном дошкольном учреждении. За эти годы я приобрела большой опыт педагогической работы.
Я часто задумываюсь, почему именно эту профессию я выбрала? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не просто профессия - это призвание, состояние души, образ жизни. Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз уча других, учиться самой! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них идет в 10 класс, кто-то только недавно начал ходить в детский сад – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Потому что получаю удовольствие от работы с детьми!
Публикация «Эссе „Портрет педагога“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Одним из основных качеств, необходимых для работы в детском саду, я считаю любовь к детям. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире.
Также педагог должен обладать педагогическим тактом, уметь общаться с детьми, взрослыми, проявлять выдержку и терпение в любых обстоятельствах, находить индивидуальные способы воздействия на детей, понимать и правильно оценивать детские поступки.
Воспитатель должен уважать ребёнка, видеть в нём полноценную развивающуюся личность, считаться с его правами, потребностями, щадить детское самолюбие. Педагог должен верить в возможности ребёнка, поощрять его стремление быть хорошим, серьёзно относиться к увлечениям и интересам ребёнка.
Не менее важно умение воспитателя поставить себя на место ребёнка, оценить ситуацию с его позиции, проникнуться замыслами и интересами малыша, стать близким ему по духу и внутреннему миру.
Для ребёнка воспитатель – человек, который знает и умеет всё. А значит, воспитатель кроме педагогических знаний и знаний в рамках образовательной программы должен быть компетентным в области современного детского кино и мультипликации, литературы, моды, игрушек, игр. Для ребёнка важно, чтобы он мог поделиться с воспитателем впечатлениями от просмотра мультфильма, продемонстрировать возможности новой игрушки, показать одежду, рассказать о любимом герое и получить в ответ понимающий и заинтересованный взгляд взрослого.
Дошкольное воспитание является самым важным периодом для формирования подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной самобытной личности.
Первый детский сад в России открылся в 1866 году. В 1871 году открылись курсы по подготовке женщин-воспитателей. Таким образом, общественное дошкольное воспитание существует 147 лет. На протяжении 70 лет дошкольное воспитание было пронизано идеологией социализма, что ставило образовательный процесс в определённые рамки ( однако и у этого периода есть свои плюсы: чёткая система знаний и сильное трудовое воспитание).
Но настал момент, когда в советской системе образования и воспитания начались изменения. Возникла новая концепция дошкольного образования, в ней были обозначены четыре основных принципа:
. гуманизация – проявление общечеловеческих ценностей, построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. Воспитание основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, природе;
. развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи, дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;
. развитие ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями;
. деидеологизация – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания программ детского сада.
Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства. Развитие общественного дошкольного образования должно затронуть не только кадровый состав и содержание воспитательно-образовательной работы, но и материальную базу дошкольных учреждений. Хочется, чтобы дошкольники будущего имели современную развивающую среду, оснащённую техническими средствами обучения.
Современному миру характерны быстро меняющиеся условия, постоянное обновление информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения.
Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом.
Становится очевидно, что педагог, который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, ориентируется в информационном пространстве, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.
Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.