Марина Ерлупина
Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Ерлупина М. М.
МБДОУ детский сад №36 «Ягодка».
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Раннее детство является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные качества характера, определяющие дальнейшее развитие. Оно охватывает период жизни ребенка от года до трёх лет и отличается насыщенностью в овладении знаниями, умениями и навыками. Это возраст активного накопления словарного запаса, в том числе постепенный переход с пассивного на активный словарь. Это же и сложный кризис 3-х лет «Я сам». Дети в раннем возрасте, по своему развитию, не имеют подобной глубины и темпов в последующие периоды своего взросления. Любая деятельность малышей подчиняется одной главной и ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.
Развитие, а также воспитание детей раннего возраста опирается на личностно-ориентированный подход, организации в ДОО условий, создающих благоприятную психологическую обстановку и всестороннее развитие личности ребенка.
Для того, чтобы правильно организовать педагогический процесс в ДОО для детей раннего возраста необходимо учитывать их возрастные особенности развития и воспитания, отличающих их от воспитанников старших групп. На воспитателей ложится огромная ответственность за детей, особенно за таких малышей, которые только-только познают окружающий мир во всех своих проявлениях, за их безопасность пребывания в дошкольном учреждении, ведь именно в этом возрасте закладываются все азы для полноценного и всестороннего развития детей в дальнейшем.
Я считаю, что самая главная задача, которая стоит перед педагогом – это создание условий для полноценного проживания раннего детства, что предусматривает и разностороннее развитие ребенка, и эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении.
На мой взгляд, самым важным моментом в воспитании и развитии детей раннего возраста является активное участие в их деятельности. Как известно, игра — это ведущий тип деятельности малышей, а также универсальный и очень действенный метод воспитания. Взрослый непременно должен быть включен в игру, так как, во – первых, именно он должен рассказать и показать детям суть игры, ее правила, игровые движения и действия. Во – вторых, увлечь игрой, стимулировать в течение игры, задать позитивный настрой и поддерживать активность, потому что дети в данном возрасте подражают взрослому.
Очень важно учитывать, что маленький ребенок способен воспринимать только обращения, адресованные ему лично, именно поэтому в данном возрасте особенно огромную роль играет индивидуальный подход к ребенку.
Следующей особенностью воспитания и развития детей раннего возраста я считаю эффективность невербальных методов воспитания.
Устное изложение малышам абсолютно неинтересно. Но вот если разбавить речь жестами, движениями, звуками и активно использовать окружающие предметы – воздействие окажется совершенно другим, глубоким и продуктивным.
Крайне важным моментом в работе педагога с детьми являются его личные качества. Независимо от того, насколько хорошо или плохо ребенок что – то делает, педагог должен быть доброжелателен и вместе с малышом искать положительные моменты или извлекать пользу в любой его деятельности.
Также в процессе общения с детьми педагогу необходимо проявлять эмпатию. Эмпатия требует умения слушать не только слова человека, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
В течение всего времени, что ребенок находится в дошкольной образовательной организации, осуществляется непрерывная образовательная деятельность : дети занимаются непосредственно образовательной деятельностью, в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности.
Главной особенностью непосредственно образовательной деятельности детей раннего возраста является специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, которая подразумевает стимулирование активности каждого малыша, формирование конкретных знаний, умений и навыков, а также желание взаимодействовать, общаться и играть.
Предметно – игровая деятельность является ведущим видом деятельности и фундаментом становления личности ребенка до 3 лет. Мои наблюдения показали, что для ребенка очень важно, что бы предметная, а значит и образовательная среда, была комфортной и безопасной; обеспечивала развитие целостного сенсорного восприятия и самостоятельной индивидуальной детской деятельности; давала возможность для исследования и научения; была функциональна, доступна для детей, эмоционально насыщенна.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность детей должна быть : ритмичной, направленной на события из личного опыта, а также развивать навыки в бытовом и игровом процессах.
В ФГОС ДОО по развитию и воспитанию детей раннего возраста ведущим направлением является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, которое способствует формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
И, как было написано выше, предметно – игровая деятельность является ведущим видом деятельности и фундаментом становления личности ребенка до 3 лет. Поэтому с малышами совершенно не имеет смысла проводить такие занятия, на которых воспитатель что-то объясняет, показывает, а дети — это «усваивают». Данные занятия будут не только неэффективными, но и вредными, так как могут существенно погасить собственную активность ребенка.
Учитывая данное условие, воспитатель должен проводить занятия – игры, в течение которых усвоение информации будет протекать незаметно для малышей, в практической деятельности.
Таким образом, организуя взаимодействие детей раннего возраста с педагогом необходимо:
- применять различные виды деятельности, последовательно сменяющих друг друга;
- избегать возникновения переутомления у малышей при организации их деятельности;
- обогащать личный опыт детей в игровых и бытовых процессах.
В заключение хочу отметить, что, применяя все данные требования в организации воспитательно – образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды с детьми раннего возраста в образовательной среде дошкольной образовательной организации, могу утверждать, что они способствуют решению одного из важнейших принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.