Ольга Варламова
Эссе на тему: «Наблюдение в природе — основа познания дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
На всём протяжении развития дошкольного воспитания ознакомление детей с природой рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определили ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение и труд детей в природе как основные методы. Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания. Правильная организация чувственного воспитания объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлениях о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов. Я считаю, что наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны наблюдение является источником знаний, с другой оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения. Содержание наблюдений – это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой ; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которые они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально – положительного отношения к природе, которая должна проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями, животными, все трудовые операции должны быть осознанными. Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на огороде, в уголке природы. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, необходимо руководить процессом наблюдения. Руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.
Публикация «Эссе на тему: „Наблюдение в природе — основа познания дошкольника“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и даёт задание к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес к объекту можно различными приёмами:
- использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знаете о нем);
- краткая беседа;
- чтение литературного произведения;
- рассматривание рисунков и иллюстраций.
На 2 этапе рекомендуется использовать приёмы теории решения изобретательских задач»Чудеса прогулок»; приёмы фантазирования, оживления, увеличение или уменьшения объектов. Интересен и своеобразен приём эмпатии — дети представляют себя на месте объекта наблюдения («Представь себя на месте божьей коровки», «А если бы ты был кустиком?»). Детям можно предложить надеть очки с цветными стёклами и посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку через увеличительное стекло.
3 этап. ОСНОВНОЙ. Цель: последовательное рассматривание предмета и осмысление воспринятого. Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность. Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении, можно условно разделить на 3 части:
- обследование предмета или явлений в целом;
- анализ обследуемого предмета;
- обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе свойства предметов и явлений в их взаимосвязях.
На 3 этапе в младшем дошкольном возрасте применим приём имитации ребёнком движений, звуков и явлений природы (движение крыльев птиц, звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай собаки и т. п.)
4 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Закончить наблюдение можно чтением стихотворения, возможно пение песен (если позволяют погодные условия, хороводы, подвижные игры.
В процессе наблюдения воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, может сделать её мощным фактором всестороннего развития ребёнка.
Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, где можно обратить внимание детей на то, что цветы появляются из земли, как прорастает трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами. Необходимо также организовать разные игры, при этом использовать песок, воду, листья, камни. Важно доступно и интересно, используя принцип научности, донести до детей информацию по наблюдениям в живой и не живой природе. Наблюдение ещё важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, которые направлены на познание и практическое преобразование природы (Труд по уходу за растениями, животными, рассказы на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей и т. д.). Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет не одного объекта или явления, которым они остались бы равнодушны.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять на всех возрастных этапах развития ребенка с использованием адекватных возрасту методов и средств.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природы мира. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдение, наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
О значении наглядного метода обучении говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений, экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям.
Наблюдение – основное средство познания природы. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед нами, - воспитать любовь к природе своего края, к Родине.
Работу необходимо начинать с рассматривания комнатных растений в уголке природы, учить детей обращать внимание на красиво цветущие растения, находить и показывать их по просьбе взрослого. Ежедневно обращать внимание на комнатные растения.
В уголке природы хорошо содержать несколько экземпляров растений, всего до десяти растений. Декоративно - лиственные комнатные растения: бегония королевская, сансевиера, колеус, драцена, хлорофитум, диффенбахия; декоративноцветущие: гибискус, герань, бальзамин, фуксия, амазонская лилия. Знакомство с комнатными растениями организуются во время наблюдений и ухода за ними.
Достичь этого можно в том случае, если мы будем знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста.
У ребёнка восприятие природы быстрее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы можем воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.
Этой зимой я провела с детьми цикл наблюдений за объектами природы. Например, игра - занятие «Берегите елочку» с детьми подготовительной группы (Общее недоразвитие речи). Мы познавали мир природы в игровой форме, в процессе которой решали поставленные цели и задачи: Расширять представление детей о хвойных деревьях. Продолжать знакомить с пользой хвойных лесов для здоровья людей. Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет образованию ярких образов, обогатит словарь детей. После таких наблюдений чтение в группе рассказа С. Михалкова «Елочка» с последующей беседой поможет закрепить у детей полученные в природе представления.
Я убеждена, что умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями, игровой деятельностью и деятельностью детей в природе воспитывает внимание и интерес к окружающей их природе, создает основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.
Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:
• призыв вместе посмотреть что-то интересное;
• ласковая интригующая интонация;
• загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает детям посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как она двигает плавником. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:
• продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;
• убрать предметы, которые могли бы отвлечь детей;
• настроить правильную подсветку и так далее.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:
1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
5. Подготовка и организация наблюдений.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Подводя итог можно сказать, что наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.
Таким образом, усвоение детьми знаний тесно связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности. Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к школе».
Итак, наблюдение в высшем своём проявлении – это самостоятельно организуемая деятельность самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленных на формирование, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Список использованных источников.
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. / Н. В. Алешина. - Изд. 4-е. – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 96 с.
2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1980. – 271 с.
3. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1982. – 112 с.
4. Вовк, Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. – Благовещенск, 2002. - 164 с.
5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова [и др. ]; под ред. Т. И. Бабаевой. – 2-е изд., переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224 с.
6. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. / О. В. Дыбина. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
7. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. - №1. – С. 110 – 114.