Амина Керимова
Эссе «Компетентный педагог — какой он?»
Педагогическая деятельность является составной частью системы непрерывного образования. Очевидно, что на современном этапе развития образования необходимы педагоги, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Компетентный педагог сегодня должен быть мобильным, способным адаптироваться к изменяющемуся миру и обстоятельствам, профессионально -личностно развиваться, само реализовываться и само развиваться в педагогическом творчестве.
Публикация «Эссе „Компетентный педагог — какой он?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Какой же он, компетентный педагог, соответствующий современным требованиям воспитания детей? Вопрос многогранный, требующий оценки нескольких критериев профессиональной компетентности современного педагога.
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм; система профессионально-значимых личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня. Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это направление требует особого внимания.
Прежде всего, компетентный педагог осуществляет действия, направленные на создание развивающей среды, в процессе которой у детей происходит формирование умений, представлений, понятий – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат. Он умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно вызывало желание вместе думать и дискутировать, высказывать разнообразные точки зрения.
Важной составляющей общекультурного уровня компетентности, несомненно, можно считать культуру речи педагога, которая является основным инструментом его профессиональной деятельности. Такие свойства речи как грамотность, интонационная выразительность и четкость обеспечивают оптимальные условия для усвоения детьми материала. Его широта кругозора, информированность в области культурных новинок подчёркивают грани профессионализма.
В основе педагогического общения должна быть установка педагога на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком. Коммуникативный критерий профессиональной компетентности педагога - это не только потребность в общении с детьми, интерес к детям, но и эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении, доброжелательный и конструктивный стиль общения.
Таким образом, резюмируя всё выше сказанное, я считаю компетентность педагога можно понимать, как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Профессиональная компетентность позволяет, принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Но, главный принцип, который должен, быть ключевым у педагога «Не навреди ребёнку!».