Пяткова Ольга Валентиновна
Эссе «Каким должен быть современный дефектолог»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каким должен быть современный дефектолог»
Единственная возможность научить ребенка
жить в существующих условиях,
это создать ему условия для полного овладения
своими собственными способностями».
Конфуций.
Слово «дефектолог», для меня лично звучит очень странно. Как будто у детей, с которыми я работаю, есть какой-то дефект! Нет! Дети - это просто дети! Каждый ребенок уникален и интересен и нужен этому миру, раз он уже здесь. Как правило, дети осваивают мир вокруг, даже не замечая, как они становятся его частью. А есть дети, которым нужны помощники, и может, немножко сказочники и волшебники, чтобы мир вокруг стал понятнее и интереснее. Конечно, я взрослый человек, и понимаю, что не смогу взмахнуть волшебной палочкой и всё изменить, но я могу внести в мир ребенка сказку, волшебство познания, чудо открытия. Мир вокруг большой и удивительный. И я благодарна детям за то, что каждый раз мы вместе с ними узнаем что-то новое. Чудеса, конечно, происходят! И для меня чудо - это когда ребенок приходит в группу в первый раз чувствует себя растерянным. А потом постепенно раскрывается, начинает общаться, а затем и учиться. Весь арсенал диагностических методик помогает определить начало пути и далее оценивать достижения ребенка относительно его собственного старта.
Публикация «Эссе „Каким должен быть современный дефектолог“» размещена в разделах
Современный учитель-дефектолог должен понимать, что даже самый незначительный результат - это уже результат. Даже если вы бились над этим результатом долгое время. Все дети разные. Для меня важен путь каждого ребенка, я стараюсь, чтобы было интересно и радостно познавать новое. Я хорошо понимаю, что мне нужно быть подготовленной по разным направлениям, владеть в совершенстве современными методиками и педагогическими технологиями. Владеть всем арсеналом стандартных и новых методов работы. Важно уметь объяснить, рассказать заинтересовать, где - то быть актером!
Мне важен даже незначительный результат и получить его помогают современные методики : песко-терапия, арт-терапия, музыка, фито-терапия, сенсорная, холдинг терапия, АВА, ПЭКС, НЛП, методики Монтессори, Домана, Кюизнеа, Дьенеша, Сегена, Зайцева, Никитина, Нумикон, фокушарики, кинезеологические упражнения и упражнения на развитие межполушарных связей и многое другое. Все это я использую в работе. И хочется сказать спасибо ученым, учителям – новаторам, которые разрабатывают такие полезные на практике материалы.
Мир меняется, развивается, и в помощь учителю - дефектологу в настоящее время приходят и технические средства обучения, специализированные компьютерные программы, интерактивные доски, планшеты, синтезаторы речи для детей с особыми образовательными потребностями. И не чуть не меньше остаются интересными книги, картинки, кубики, предметы - заместители, пособия, сделанные своими руками для конкретной ситуации. Важно не забывать, что не только методические пособия являются обучающей средой, но и природа, люди, ситуации, события - это всё развивающая среда для ребенка. Главное - научить его видеть эти возможности, верить в себя, доверять педагогам, взаимодействовать с другими людьми.
Личностные качества профессионала для современного учителя-дефектолога очень важны. Чтобы быть хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Учитель-дефектолог должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, получать удовольствие от работы с детьми. Для успешной работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система. Педагог сам должен уметь учиться и использовать свои знания на практике. Обучение, развитие, поддержка требуются не только детям, с которыми работает учитель – дефектолог, но и родителям. Если семья ребенка становится на сторону интересов ребенка, доверяет специалисту, не стремится угодить надуманным социальным стереотипам, тогда совместные усилия будут очень эффективными и родители будут меньше испытывать стресс. Ребенок будет расти в атмосфере добра и участия. Сильнее всего испытывают стресс молодые родители, имеющие небольшой жизненный опыт. И именно такие семь в настоящее время нуждаются в поддержке в наибольшей степени.
Система дошкольного образования в России - одна из самых эффективных во всей мировой практике. И все это благодаря тому, что предусмотрен комплексный системный подход к дошкольному детству. Учитель – дефектолог является частью этой системы.
Из-за целого ряда неблагоприятных факторов всё чаще на свет появляются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия учителя-дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.
Своё эссе я бы хотела закончить замечательными словами Р. Де Ниро: «В том, что касательно будущего, я повторяю одно: за что бы Вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно!»