Ольга Кузнецова
Эссе «Художественно-речевая деятельность с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-речевая деятельность с детьми дошкольного возраста.
воспитатель МБДОУ №8 г. Королёва Кузнецова О. А.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются :
Публикация «Эссе „Художественно-речевая деятельность с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
— воспитание любви и интереса к художественному слову;
— развитие «чувства языка»;
— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;
— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;
— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.
Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм {зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить) (Н. В. Гавриш).
Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм) развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».
Работа в этом направлении ведется с самого раннего возраста. Сначала знакомим детей раннего и младшего дошкольного возраста с потешками, коротенькими стихами и сказками. В том, как воспитатель преподносит этот материал детям важным аспектом является не только словесная составляющая,важно и то, чтобы тексты читались или рассказывались детям с яркой эмоциональной окраской. Замечательный результат дает обыгрывание с малышами ситуации.
Так, прочитав малышам стихотворение А. Барто "Зайку бросила хозяйка" можно поиграть с зайчиком. Пожалеть его погладить, обнять, согреть. сказать ему ласковые слова, и таким образом вызвать у ребенка душевный, эмоциональный отклик на ситуацию, описанную в стихотворении многократно усилив тем самым интерес к литературному произведению.
В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».
Чем старше становится ребенок, тем все более сложный и разнообразный литературный материал подбирается - это разнообразные жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен.. Среди выразительных средств языка значимое место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
Обучая дошкольников пересказу фольклорных и литературных произведений с целью формирования умения строить связное монологическое высказывание знакомим детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.
После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Такая беседа не должна перерасти в нудное назидательное толкование смысла произведения, она призвана в ненавязчивой форме донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.
Со старшими дошкольниками, после чтения литературного произведения рисуем иллюстрации к прочитанному произведению, или изображаем персонажей. И здесь ставится задача - передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Творческие задания включают в себя выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
В качестве примера могу привести краткое описание интегрированного занятия по произведениям Айвазовского. Рассматривая и сравнивая и описывая детьми подготовительной группы различные состояния моря на картинах художника, подбираем эпитеты. Слушаем отрывки из музыкальных произведений, играем в музыкальную игру - импровизацию с шуршалочками, передаем в игре шепот волн в тихую погоду, ритмичный плеск накатывающихся валов, грохот прибоя во время шторма, пытаемся представить себе, как волны играют, бушуют, ластятся. читаем и воспроизводим отрывки из произведений А. С. Пушкина. Затем рисуя иллюстрации к " Сказке о рыбаке и рыбке", дети рисуют море в различных состояниях, у каждого ребенка оно имеет свой характер, и описывают они свои рисунки тоже по разному. используя новые слова, эпитеты, отрывки из сказки. Интеграция помогает детям лучше, полнее воспринимать художественные произведения. точнее, образнее пересказывать их, и в конечном счете подводит их к творческому процессу.
Со старшими дошкольниками сами сочиняем загадки, небылицы, сказки. Используем для этого опорные картинки, карточки -символы, предметы.
С детьми подготовительной группы, например, сочиняли сказку о Бабе Яге поменяв ей характер. Изначально была Баба Яга злая, неприветливая, вздорная, ворчливая, хитрая и коварная, а стала добрая, да ласковая, отзывчивая, сердечная. Поменяли характер персонажа - поменялся и сюжет сказки. Герои стали относиться к Бабе Яге по другому. Дети были в восторге! С удовольствием потом эту сказку разучили и показали родителям.
В начале знакомим детей с литературным произведением, затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей можно поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества.
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.