Елена Перевалова
Адаптация в детском саду. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему:
Каждый ребёнок, в определенный период времени, должен становиться способным жить среди других людей, т. е «социализироваться». В начале малыш растет в условиях семьи и привыкает к определенному распорядку жизни (режиму дня, характеру питания, к определенной обстановке, способам обращения с ним, к требованиям со стороны домашних. У него сложились определенные привычки, выработался стиль поведения, отношений с членами семьи. К 2-3 годам все привычки становятся устойчивыми.
Публикация «Адаптация в детском саду, Из опыта работы» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, привычные для него условия жизни меняются. И, конечно же, для малыша это трудная задача, требующая перестройки поведения. В это период у ребенка могут появиться проблемы (заболевания, снижение аппетита, нарушение сна, нарушение эмоционального состояния, которые с прохождение адаптационного периода проходят.. Некоторые родители не понимая «временности» этого явления начинают паниковать. Забирают детей из детского сада, не дав ему возможности адаптироваться. Особо испытывают трудности в адаптационный период дети, которые привыкли к общению только с родителями или незнающие отказа ни в чем.
Так ко мне в группу 1.06.2013 года поступил Кирилл К. Мальчик из полной семьи, до поступления в ДОУ общался в основном с мамой, папой, бабушкой. С первых дней неохотно оставался в детском саду, с детьми общался с трудом, стал часто болеть. Родители в свою очередь решили, что всему виной недосмотр, неправильное отношение к мальчику воспитателей и других работников сада и забрали ребенка.
Сколько времени длиться адаптационный период, и каков его характер?
Все зависит от следующих особенностей;
*возраст ребёнка
чем меньше возраст ребенка, тем адаптироваться ему труднее
* состояние здоровья, уровень развития
здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности адаптации
*индивидуальные особенности
дети при поступлении в садик по-разному ведут себя в первые дни. Одни капризничают, плачут, отказываясь есть, спать, просятся к маме. Но, проходит какое -то время, буквально несколько дней, и поведение ребё нка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой товарищей. Другие дети, наоборот, в первые дни охотно входят в группу, спокойны, но через несколько дней отказываться идти в сад, при расставании с родителями плачут, отказываются кушать, спать, не играют. Так может продолжаться довольно длительное время и это нормально.
*опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден. Положительный результат зависит от того, как совместно сработают родители и работники детского сада.
Я работаю в сельском детском саду, где дети начинают в сад приходить в 2 года. Считаю, что у воспитателей и родителей в этот период общая задача – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
И вот для менее болезненного прохождения адаптационного периода ребенка провожу следующую работу;
*перед поступлением ребенка в детский сад долго, основательно беседую с родителями (желательно и папой, и мамой). Выясняю, как можно больше о жизни ребенка дома (как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.). Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.
В ходе беседы знакомлю с режимом дня в садика. Совместно обсуждаем, что нужно сделать для согласования домашнего и садиковского режима. Если малыш испытывает трудности в общении со сверстниками или общается только с родителями, советую родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников. В случае привычки к тому, что за ребенка делают все взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно (поддерживали его желания; самому есть, одеваться и т. д.). Дома в семье советую создать спокойный климат для него. В первые дни не оставлять в детском саду на целый день, раньше забирать домой. Внушать ребенку, что он вырос, его даже берут в детский сад.
Приход в детский сад ребенка должен быть постепенный. В начале приводят в группу познакомиться с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению.
Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышом (в обязательном присутствии мамы, помогаю переодеться, показывая шкафчик. Приглашаю малыша со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомлю малыша с игрушками, стараюсь вовлечь в игры. Затем прошу маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной,и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять.
С каждым днем увеличиваю время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Стараюсь заинтересовать ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку.
Во время режимных моментов учитываю индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка, при просьбе посидеть с ним, сажусь рядом. Стараюсь завоевать доверие малыша.
Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.
Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он увлеченно играет с игрушками, доброжелательно относится ко мне и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, встречая их вечером с улыбкой.
Параллельно с устными рекомендациями веду информационные консультации. Оформляю уголок «Адаптации ребенка в детском саду», где размещаю материал с советами, памятки, характеристику возраста, тетрадь обратной связи.