Ольга Жерновая
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Если человек загадывает на год,
Он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетия,
Он сажает деревья.
А если человек загадывает на века,
Он воспитывает детей.
Японская мудрость.
Профессия воспитателя, известная с античных времён, возникла, когда в человеческом обществе появилась потребность в воспитании и обучении детей. На заре человечества воспитание было включено в поток самой жизни. В совместной жизнедеятельности с родителями и другими взрослыми расту-щий человек приучался не только к выполнению трудовых операций, но и к следованию нормам жизни в семье. Он впитывал присущие этой общности ценности, традиции, верования, образ жизни.
Публикация «Эссе „Моя профессия — воспитатель“» размещена в разделах
С развитием общества воспитание и обучение превратились в особые виды деятельности, для которой потребовались специальные люди – воспитатели.
Я с детства мечтала стать воспитателем. Окончив школу, я поступила в педагогическое училище. Именно обучение в педучилище мне помогло стать воспитателем, утвердиться в выборе профессии. Вспоминаю время учебы с радостью и гордостью за своих педагогов, которые вкладывали в нас не только знания, прививали любовь к детям, но и обучали очень эффективным методикам по рисованию, лепке, художественному слову, театру и др. И вот государственные экзамены, диплом, я - воспитатель.
Не всё сразу получалось, не хватало опыта. Но со временем многому научилась. И детский сад стал моим вторым, если не первым, домом.
Любовь к детям определяется личностными качествами воспитателя : особенностями его воспитания, его детством, как к нему относились педагоги в детском саду и в школе, чувством долга и ответственностью.
Приходя к детям, я постоянно помню о том, что нельзя возвышаться над ними, предавать, унижать и обижать их, потому что они доверяют нам, ждут от нас, воспитателей, может даже большей любви и заботы, чем от родителей. С первых же дней работы с малышами я полюбила их и до сих пор помню своих первых воспитанников.
Я считаю, что залог успеха в использовании ненасильственного управления жизнью детей в детском саду, гуманных методов и приёмов воспитания. Хвалить надо от души, а верить безоговорочно. Отношения детей с воспитателем играют огромную роль в формировании их личности. В своих отношениях с детьми я всегда помню о том, что ребёнок мне ничего не дол-
жен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным.
Для воспитания личности ребёнка необходима особая организация жизни детей в группе, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности, уважение в нём человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь детей надо организовать так, чтобы как можно меньше прерывать их деятельность и мешать ей. Целесообразно учитывать возраст детей, их интересы, потребности и возможности. Необходимо постоянно поощрять усилия детей и само стремление узнать что-то новое, чему-то научиться. Воспитатель – не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала.
Жизнь не стоит на месте, многое приходится пересматривать, пере-страивать, менять или обновлять. Требуется постоянное обновление и в работе с детьми. Поиск положительного мотива обучения для моих воспитанников сподвигнул меня обратиться к методике развивающего обучения «Программа «Детство».
Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве.
«Надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребенка», писал В. А. Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей воспитания и обучения.
Чтобы добиться желаемого результата, я в своей работе использую нетрадиционные формы. Ребенок ждет всегда чего-то интересного, необычного, нового, загадочного. Поэтому я так часто использую сказку, игру, фантазию – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Через сказочные образы дети легче воспринимают новый материал, находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов.
Я старалась создавать для них эмоциональный комфорт и так плани-ровать день ребёнка, чтобы у него появилось желание прийти сюда и завтра и послезавтра. Работая воспитателем, я поняла, что надо быть таким же ребё нком и вместе с ним выполнять все задания: ползать, прыгать, летать, рисовать, быть мамой и папой. Детям необходимо обоюдное понимание, сотрудничество, доброта, любовь. Только такой путь является правильным.
Я каждый день проживаю ребячьей жизнью, их маленькими заботами и радостями, «купаюсь» в море детской любви. И это – счастье!
Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо приласкать и пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель – это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку.
Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, где у комара ухо, как образуется снег и т. п. Сколько вопросов сразу! Где взять ответ? Если надо я даже открываю энциклопедию.
На мой взгляд, очень интересная профессия – быть воспитателем : тебя любят дети и ждут от тебя чего-то нового, а ты живёшь их жизнью и вместе с ними радуешься их успехам…
Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Она ничего не стоит, но много даёт, она обогащает тех, кто её полу-чает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Идти на работу с радостью, с работы – с приятной усталостью – в этом я вижу высшее счастье и смысл жизни. Воспитатель, увлеченный своей профессией, осознаёт важность и нужность своей работы.
Считаю, что по-настоящему счастливым может быть только человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию, свой детский сад, своих детишек и коллег.
Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.
Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми – сейчас и в будущем, когда они вырастут, хотим, чтобы с лица ребёнка не сходила улыбка.
Государство доверило мне воспитывать подрастающее поколение, и я стараюсь оправдать это высокое доверие. Поэтому я всегда помню слова В. А. Сухомлинского: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни».
Моим жизненным кредо стали слова Н. Луконина:
«Мы говорим, на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно,
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души».