Юлия Ковалёва
Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Моя педагогическая философия»
воспитателя МБДОУ д/с №19 «Красная Шапочка»
Ковалёвой Юлии Николаевны.
…Вечер, моя мама собирает кукол-дергунчиков для кукольного театра. Она учится водить кукол, стараясь, чтобы они двигались, как настоящие, чтобы их движения были пластичными, а не резкими. Моя мама – воспитатель детского сада. Я уже лежу в кровати и в полудрё ме продолжаю думать:
Публикация «Эссе воспитателя „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
«Какая счастливая у меня мама: она целый день завтра будет играть с «дергунчиками»! Какая замечательная у неё профессия: она - воспитатель!»
Этот эпизод так и остался одним из самых ярких моих детских воспоминаний.
Я хорошо рисовала, поэтому часто помогала маме в подготовке к занятиям, и мне это очень нравилось. Когда пришло время определяться с профессией, сомнений не было - конечно, педагог!
Все годы учебы были плодотворными в теоретическом и в творческом смысле: я получила профессиональные знания, расширились мои художественные умения, я сама научилась делать кукол - дергунчиков! Получив диплом, я хотела работать с детьми, - ведь я теперь настоящий педагог!
Как же я ошибалась: иметь диплом и знания и быть педагогом - очень разные понятия…
«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел".
Если бы это проверенное жизнью высказывание Симона Соловейчика я прочла в юности, то, скорее всего, удивилась бы. и нашла очень много цитат о плодотворной, благородной и такой необходимой профессии педагога. А сейчас… я занимаюсь этим сложным делом, делом воспитания, и все годы учусь, чтобы быть настоящим педагогом, воспитателем.
Ко мне приходят маленькие несмышленыши, едва научившиеся самостоятельно ходить, и некоторые, заигравшись, зовут меня мамой. Они с восторгом в глазёнках разглядывают новую куклу и рассказывают ей на странном только нам, мне и им, понятном языке мною прочитанные сказки, с удивлением смешивают краски, и, высунув язычки, рисуют первые картинки, внимательно следят за действием спектакля с куклами –дергунчиками.
Как трудно, оказывается, научиться управлять куклами-дергунчиками!
Дело вовсе не в плавности движений, а в том, интересно ли тебе самой ими управлять, показывать спектакли? Готова ли ты, зачастую, в ущерб своим личным интересам делать этих кукол, придумывать или искать для них спектакли и при этом представлять личики тех, кто будут твоими партнерами в театральном действии, и тех, кто будут зрителями? Дело в том, можешь ли ты быть не равнодушным кукловодом, а воспитателем, который всегда вместе с ребёнком, а не над ним? Тем, кто может напитать детскую естественную любознательность знаниями? Тем, кто в нужный момент будет рядом и объяснит, что муравей- живое существо и поэтому имеет право на жизнь? Педагогом, который в маленьком ребёнке видит равного человека? Воспитателем, не выдумывающим детских ответов, дающим не готовые решения, а пищу для умственного развития.
Но как? Как из ребенка, из этого маленького беззаботного существа сделать достойного человека? Чтобы этот человек был личностью, а не назывался ею, причем личностью самостоятельной, творческой и мыслящей, умеющей делать выбор и нести ответственность, способной любить, сострадать и дружить.
«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому»,- писал Мишель де Монтень. Куклами - дергунчиками я научилась так управлять, что они движутся, словно живые. А учиться быть современным педагогом я продолжаю каждый день, и уверена, у меня все еще впереди …