татьяна бурлакова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.» (К. Ушинский)
Есть одна удивительная профессия «воспитатель». А удивительна она потому, что работа с детьми требует больших усилий, терпения и огромной любви. Ведь если всего этого нет, то, как может протекать процесс воспитания? И подумать только, сколько через каждого воспитателя проходит детей. И каждому из них нужно отдать частичку своего сердца.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Имея хоть и не большой опыт работы в сфере дошкольного образования (стаж работы всего год, могу сказать, что уже выработала для себя некую тактику работы. Каждого ребенка я считаю своим, к которому всегда нужно относиться с теплом, пониманием и любовью. Конечно, каждый ребенок уникален и самое сложное в нашей профессии – распознать эту уникальность, подобрать ключик к каждому подопечному. Всеми усилиями я стараюсь создать теплые отношения. А будут теплые отношения, будет доверие и уважение, будут и результаты обучения.
Я считаю, что самое главное это раскрыть способности каждого ребенка, опираясь на лучшее в нем, верить в его возможности. Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше. Отказаться от сравнения отстающего ребенка с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой, т. е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем. Избегать постоянных негативных высказываний в адрес одних и тех же детей. Положительные оценки должны быть услышаны всеми. Предвидеть поведение детей, выражая веру в способность детей проявить себя с лучшей стороны. Развивать самостоятельность детей и творческие проявления. Всем своим поведением (тоном речи, действиями, жестами, взглядом) дать почувствовать каждому ребенку заинтересованное отношение к нему.
Особое место на моих занятиях отводится игре – как одному из основных видов деятельности человека. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствует их мышление, внимание, творческое воображение, создаёт ситуацию успеха. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ребенка. Именно в игре ребёнок начинает понимать, что занятие - это жизнь. А если занятие - это жизнь, то, следовательно, она полна острых проблем. А значит, их следует решать.
Чувствуя искреннее внимание к себе со стороны взрослого, ребенок проникается доверием к нему и с готовностью выполняет все требования, внимательно относится к его оценке. Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе.
Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по- разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитает заниматься с одним, а играть с другим. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает. «Педагог это человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих» Ж. Фалкенаре
В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться перечисленных правил - моих педагогических убеждений, которые и составляют мое педагогическое кредо : «Понимай и помогай ребенку!»
Очень сложно, но очень интересно, вот что я могу сказать о своей профессии. На этой должности нельзя сидеть, сложа руки, каждая минутка расписана, каждый ребёнок требует к себе внимания и особого подхода. Для меня важно четко осознавать, что я предстаю перед воспитанниками и их родителями не только как конкретная личность, но и как представитель педагогического коллектива. В педагоге дошкольного учреждения профессиональное и личностное начала тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, насколько воспитатель внимательный, сочувствующий человек, формируется представление о нём у детей. По сути, это вторая мама, которая и приласкает, и накормит, и сказку расскажет перед сном.
Поэтому мне кажется, особыми качествами человека выбравшего профессию воспитателя является интеллектуальное богатство, трудолюбие, любовь к своему делу, к детям, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.
Ведь весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания подрастающего поколения особое значение имеет личность воспитателя, поскольку он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни и отношением к окружающему миру. Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех.
Мир, в который приходит маленький человек, полон тайн, загадок. И, конечно же, от взрослых, которые окружают ребёнка, зависит то, как он войдёт в этот мир, напуганным, вынужденным прятаться от сложностей и избегать препятствий, которые будут встречаться на его пути. Или он смело и уверенно шагнёт в этот мир за руку с воспитателем, который может прийти на помощь в любую минуту. И я думаю, мечта любого родителя, который приводит в детский сад своего ребёнка увидеть в воспитателе доброго союзника, искреннего дипломата в контактах детей с окружающим миром.
Почему я выбрала работу именно в детском саду? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет:
• во – первых, мне нравится воспитывать детей, раскрывать перед ними двери в мир непознанного, наблюдать за их реакцией от открытий;
• во – вторых, мне нравится учить их общению, дружбе, взаимовыручке, испытывать чувство радости и гордости тогда, когда видишь плоды своей работы.
• в-третьих – это ощущение нужности. Когда ребенок помимо того, что ждет от тебя новых знаний, ждет заботы и теплоты, хочет, чтобы твое внимание не обошло его стороной.
• в-четвертых – это ощущение себя творцом, скульптором только скульптором не по глине, так как человеческое дитя не глина, из которой можно вылепить все, что угодно и не по мрамору, который противопоставляет усилиям мастера неподатливость камня. А скорее скульптором по дереву, вроде Коненкова или Эрзя, которые осуществляли свой творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его творческие способности.
• в-пятых - за то, что в малышах есть искренность, любовь, они еще не испорчены ни школой, ни обществом, они чисты и открыты, и от тебя зависит их будущее. Какой фундамент заложишь, таким и будет построенный дом.
И закончить мою «философию» хочется словами Дмитрий Иванович Писарев «Воспитание ставит воспитателя между ребенком и природой, а образование ставит ребенка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами»