Светлана Руднева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая философия»
Я помню себя лет с четырех и точно знаю, что никогда не собиралась становиться воспитателем детского сада.
Все мои детские пожелания волшебным образом сбывались. Я получала на Новый год и День рождения те подарки, о которых мечтала. Была уверена, что существуют добрые феи. Они очень красивые, у них туфельки на высоких каблуках и блестящие воздушные платья. Феи любят послушных девочек и исполняют их желания. «Буду феей!» - решила я.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
В первом классе школы я впервые попала в театр. Для меня это был праздник! Актриса, которая играла главную героиню, создала этот праздник. Я видела, как радовалась девочка, сидящая в инвалидной коляске впереди меня, смеялись мои друзья-одноклассники! Мальчишка, который постоянно дергал меня за косички, после спектакля нес мой портфель до самого дома. Театр сделал его добрее. «Буду актрисой!» - философски рассудила я восьмилетняя. Я занималась в драмкружке, выступала на всех концертах, участвовала в литературных викторинах, была членом команды КВН школы. Отшумел выпускной бал.
С аттестатом зрелости в руках я оказалась в приемной комиссии педагогического колледжа. Здесь набирали группу для подготовки учителей начальных классов со специализацией «Руководитель театральной студии». Пролетели годы. У меня уже двадцать лет педагогического стажа. Я каждое утро жду встречи со своими «почемучками», мальчиками и девочками, для которых я и фея, и актриса, и телеведущая новостей.
Я знаю, что их мамы и папы очень заняты на работе. Поэтому на мне лежит ответственность за развитие у ребят любознательности, познавательной активности и самостоятельности. Я убеждена в том, что сформированность познавательных интересов необходимо рассматривать как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе.
Но дети затрудняются действовать без указания взрослого, стремятся избегать ситуаций повышенной трудности. 30% детей пассивны на занятиях, не проявляют инициативы в рассматривании и обследовании предметов, не умеют задавать познавательные вопросы. Интерес носит ситуативно-ориентированный характер и быстро угасает. Я стала задумываться, как разрешить данную ситуацию?
Предположила, что нецелесообразно развивать познавательные интересы детей в рамках определенного содержания непосредственно образовательной деятельности одной направленности (экологической, математической, развития речи и т. д.) Наиболее соответствующим требованиям посчитала тематическое планирование. Оно позволяет представлять учебный материал в разнообразных связях, отношениях.
Для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников создала следующие педагогические условия :
- отобрала целесообразное для решения образовательных задач, доступное и интересное для современных дошкольников содержание;
- определила направление согласования стихийного (получаемого в семье, через общение со сверстниками, вне стен детского сада) и целенаправленно формируемого познавательного опыта;
- наполнила предметно-развивающую среду материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей.
После того как условия были созданы, приступила к решению проблемы оптимизации процесса развития познавательных интересов посредством:
• использования современных информационных технологий;
• экспериментирования;
• игровой деятельности;
• реализации проблемно-игровых технологий;
• использования знаково-символических средств;
• методов ТРИЗ-технологий.
В непосредственно образовательной деятельности и в различной совместной со взрослым деятельности предусматривала использование методов и приемов, обеспечивающих повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Как можно узнать? Что нужно сделать).
С целью воспитания «культуры познания» формировала у детей представления о значимости исследовательской деятельности, открытий. Читала детские книги об известных изобретателях, первооткрывателях. Совместно с детьми составляли правила «исследователей», схемы этапов постановки опытов, делали зарисовки.
Для развития у детей умений замечать проблемы, ставить вопросы проводила:
• рассматривание энциклопедий, книг познавательной направленности, компьютерных игр, видео экскурсий;
• прием «Чего не хватает?» или «Что лишнее?»
• прием «Я не знаю» (прослушивание песен, рассматривание фотографий, литературных фрагментов; выделяли неизвестные слова, образы; искали информацию в книгах, в ходе экскурсий);
• прием обмена интересными фактами («Я сегодня узнала много интересного…», или «Я хочу узнать…»).
Углублению познавательных интересов способствовали:
• коллекционирование разнообразных объектов;
• создание мини-музея;
• организация проектной деятельности;
• проведение викторин, соревновательных игр;
• фантазирование;
• театрализованная деятельность.
Отражала результаты познавательной деятельности в различных формах (на Стене успехов, в Книге открытий).
Дети стали осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Доказывать правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. В поведении детей устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к предметному миру. Они пользуются наблюдением для познания природы, моделируют признаки объектов и связи. А самое главное — они с уверенностью смотрят в будущее.