МААМ-картинки

Эссе «Моя педагогическая философия»

Светлана Руднева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы

«Моя педагогическая философия»

Я помню себя лет с четырех и точно знаю, что никогда не собиралась становиться воспитателем детского сада.

Все мои детские пожелания волшебным образом сбывались. Я получала на Новый год и День рождения те подарки, о которых мечтала. Была уверена, что существуют добрые феи. Они очень красивые, у них туфельки на высоких каблуках и блестящие воздушные платья. Феи любят послушных девочек и исполняют их желания. «Буду феей!» - решила я.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах

В первом классе школы я впервые попала в театр. Для меня это был праздник! Актриса, которая играла главную героиню, создала этот праздник. Я видела, как радовалась девочка, сидящая в инвалидной коляске впереди меня, смеялись мои друзья-одноклассники! Мальчишка, который постоянно дергал меня за косички, после спектакля нес мой портфель до самого дома. Театр сделал его добрее. «Буду актрисой!» - философски рассудила я восьмилетняя. Я занималась в драмкружке, выступала на всех концертах, участвовала в литературных викторинах, была членом команды КВН школы. Отшумел выпускной бал.

С аттестатом зрелости в руках я оказалась в приемной комиссии педагогического колледжа. Здесь набирали группу для подготовки учителей начальных классов со специализацией «Руководитель театральной студии». Пролетели годы. У меня уже двадцать лет педагогического стажа. Я каждое утро жду встречи со своими «почемучками», мальчиками и девочками, для которых я и фея, и актриса, и телеведущая новостей.

Я знаю, что их мамы и папы очень заняты на работе. Поэтому на мне лежит ответственность за развитие у ребят любознательности, познавательной активности и самостоятельности. Я убеждена в том, что сформированность познавательных интересов необходимо рассматривать как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе.

Но дети затрудняются действовать без указания взрослого, стремятся избегать ситуаций повышенной трудности. 30% детей пассивны на занятиях, не проявляют инициативы в рассматривании и обследовании предметов, не умеют задавать познавательные вопросы. Интерес носит ситуативно-ориентированный характер и быстро угасает. Я стала задумываться, как разрешить данную ситуацию?

Предположила, что нецелесообразно развивать познавательные интересы детей в рамках определенного содержания непосредственно образовательной деятельности одной направленности (экологической, математической, развития речи и т. д.) Наиболее соответствующим требованиям посчитала тематическое планирование. Оно позволяет представлять учебный материал в разнообразных связях, отношениях.

Для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников создала следующие педагогические условия :

- отобрала целесообразное для решения образовательных задач, доступное и интересное для современных дошкольников содержание;

- определила направление согласования стихийного (получаемого в семье, через общение со сверстниками, вне стен детского сада) и целенаправленно формируемого познавательного опыта;

- наполнила предметно-развивающую среду материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей.

После того как условия были созданы, приступила к решению проблемы оптимизации процесса развития познавательных интересов посредством:

• использования современных информационных технологий;

• экспериментирования;

• игровой деятельности;

• реализации проблемно-игровых технологий;

• использования знаково-символических средств;

• методов ТРИЗ-технологий.

В непосредственно образовательной деятельности и в различной совместной со взрослым деятельности предусматривала использование методов и приемов, обеспечивающих повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Как можно узнать? Что нужно сделать).

С целью воспитания «культуры познания» формировала у детей представления о значимости исследовательской деятельности, открытий. Читала детские книги об известных изобретателях, первооткрывателях. Совместно с детьми составляли правила «исследователей», схемы этапов постановки опытов, делали зарисовки.

Для развития у детей умений замечать проблемы, ставить вопросы проводила:

• рассматривание энциклопедий, книг познавательной направленности, компьютерных игр, видео экскурсий;

• прием «Чего не хватает?» или «Что лишнее?»

• прием «Я не знаю» (прослушивание песен, рассматривание фотографий, литературных фрагментов; выделяли неизвестные слова, образы; искали информацию в книгах, в ходе экскурсий);

• прием обмена интересными фактами («Я сегодня узнала много интересного…», или «Я хочу узнать…»).

Углублению познавательных интересов способствовали:

• коллекционирование разнообразных объектов;

• создание мини-музея;

• организация проектной деятельности;

• проведение викторин, соревновательных игр;

• фантазирование;

• театрализованная деятельность.

Отражала результаты познавательной деятельности в различных формах (на Стене успехов, в Книге открытий).

Дети стали осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Доказывать правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. В поведении детей устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к предметному миру. Они пользуются наблюдением для познания природы, моделируют признаки объектов и связи. А самое главное — они с уверенностью смотрят в будущее.

Публикации по теме:

Поздравления сотрудникам детского сада от детей.Поздравления сотрудникам детского сада от детей. Милые коллеги, с праздником весенним! Пусть все будет в жизни вашей хорошо. Пусть весна подарит счастье и веселье, И Судьба все лучшее вам.

Эссе «Я и моя профессия» Талант - искра божья, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. В. Ключевский Почему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 20:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Моя педагогическая философия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Руднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД