Александра Князева
Эссе «Мои образовательные среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».
Для каждого человека образовательная среда - это своего рода среда обитания, где они чувствуют себя защищёнными. Здесь каждый занимает свою нишу.
Цель современного образования – вырастить настоящего человека. И пожалуй, самое главное в образовательной среде - создавать условия для духовного самоопределения, для выстраивания своего жизненного пути, для раскрытия индивидуальных способностей.
Публикация «Эссе „Мои образовательные среды“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Жизнь человека начинается и проходит в различных образовательных средах. Человек иногда даже не понимает какую роль в формировании его личности сыграла семья, школа, ВУЗ.
Образовательная среда это не элемент психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой.
Первая среда, самая главная и основополагающая это семья. Семья является творческой средой свободной активности. Меня всегда воспитывали в обстановки любви и понимания. Меня всегда поддерживали во всех начинаниях. Главным примером в жизни для меня служили родители.
Детский сад в моей память представлен смутно. Помнится, что активно проводились творческие занятия, творчество поощрялось, проводились конкурсы рисунков и поделок. За провинности иногда наказывали. Это все свидетельствует о догматической среде пассивной зависимости.
Осознанный период жизни ребенка это школа. Социализация, которую проходит ребенок в школе может повлиять на его поведение.
Окажется влияние школы положительным или отрицательным, зависит от учителей и одноклассников. Вторая мама для ребенка в школе – его первая учительница. Она с первого класса поддерживала все начинания, опекала и прививала все лучшие качества. Из-под «теплого крылышка» первого учителя, мы перешли в заботливые руки классного руководителя. Она занималась вне учебной работой школьников. С пятого класса в нас воспитывали организационные и соревновательные качества. Я всегда участвовала в организационных мероприятиях и конкурсах. Школа была представлена как единая страна со своим президентом - директором, а классы – «города» со своим управленческим составом. Это повышало самоуправление, самоорганизацию и позволяло наладить общение между ребятами. Между «городами» проводились интеллектуальные игры, итоги которых поощрялись. Школа образовательная среда, ориентированная на интересы коллектива. Школа является карьерной средой активной зависимости.
Следующей ступенью в моей жизни был колледж. Упор здесь делается на людей, которые хотят и способны учиться. В колледже особо никто не следит за посещаемостью и все зависит от твоего желания. Если ты готов учиться и уделяешь этому максимум усилий, значит ты сможешь закрепиться в этой образовательной среде. Свобода хоть и чувствуется, но санкции всегда есть, главная из которых – отчисление. Поощрение студентов несомненно есть, это и стипендии, и оценки. В колледже особая среда, она стимулирует творческое развитие - много возможностей для проявление активности, как в своей области знания, так и в различной деятельности во внеурочное время.
Следовательно, вуз - типичная карьерная среда.
Очевидно, что за исключением редких случаев полной изоляции личности от контактов с широкой социальной средой (монастырь, секта и т. п.) на характер ее развития, помимо доминирующей воспитывающей среды семьи или образовательного учреждения, т. е. среды функционирования, будут оказывать влияние те или иные взаимодействия с другими людьми.
Человек для другого человека выступает элементом окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Поэтому для более детального анализа выбираю именно семью, так как семья в первую очередь формирует личность человека, в частности мою.
В широком социальном и культурном контексте семья создаёт условия для повышения качества общего образования и занимает особое место в создании и сохранении социокультурного пространства. Выявление роли образовательной среды и её элементов, влияющих на воспитание ребенка, является важнейшим компонентом в динамично развивающемся обществе.
Мою семью можно охарактеризовать как традиционную, наша семья в мои школьные годы была большая.
В традиционной семье реализуются такие основные педагогические понятия как уход, воспитание, самовоспитание, обучение, приучение и др.
Благодаря тому, что я выросла в сельской местности, я воспринималась в семье как объект и субъект воспитания, к которому применялись разнообразные воздействия: подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье и др.
В моей семье большое значение придавалось многообразным факторам воспитания: природе, общению, традициям и др. Использовались такие методы как убеждение, пример, приказ, разъяснение, пожелание и др.
Бабушка применяла в качестве средств воспитания: считалки, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, сказки и др. из своего детства.
Стратегия воспитания в моей семье определялось представлениями родителей о целях воспитания. Компетенции, сформировавшиеся в процессе познавательной деятельности, обеспечили развитие моих личностных качеств, которые были заложены моей семьей.
Мой папа научил меня оберегать природу, в детстве мы с ним посадили не одно дерево. А его рассказы о природе и ее красоте меня всегда завораживали, поэтому у меня развита фантазия, а всплывающие образы я переносила на бумагу, т. к. любила рисовать. Моя мама показала на своем примере как нужно заботиться о своих близких и родных, научила готовить и печь домашний хлеб. Ухаживать за домашними животными, выращивать сельскохозяйственные культуры.
Бабушки и дедушка на правах старших в семье рассказывали о традициях православных праздников, например, что в пасху нужно соблюдать пост. А самое приятное воспоминание из детства это то, что на пасху дома должны быть веточки пихты, которые источают неземной аромат свежести. Кроме того, моя семья очень фольклорная, бабушка и мама заложили и к этому во мне любовь.
В совокупности все это стало залогом моей личности.
Семья как элемент образовательной среды играет ключевую роль в жизни человека.
Семья является творческой средой свободной активности. Согласно теории Януша Корчака творческая среда – идейная среда. Личность развивается при активном освоении и преобразовании окружающего мира. Формируется высокая самооценка, открытость и свобода суждений.
Согласно вышеизложенному можно судить о том, что моя семья как образовательная среда высоко устойчива. Среда мобильна, так как без соотношения своих устоев и традиций с изменчивой средой обитания семья бы просто не смогла функционировать.
Следовательно, моя самая главная образовательная среда это семья, которая заложила во мне понимание основных традиций семьи, в том числе религиозных, научила понимать мораль, сформировала жизненные ценности, которые я передам своим детям.
Таким образом, чем больше и полнее личность использует возможность среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.