людмила глущенко
Эссе «Медиация в сиротских учреждениях: преимущества и недостатки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Медиация в сиротских учреждениях : преимущества и недостатки.»
Глущенко Людмила Юрьевна
старший воспитатель ГБУ ЦССВ
«Каховские ромашки» г. Москва
Содержание
Введение …. 3-4
Медиация в сиротских учреждениях : преимущества и недостатки….5-8
Заключение….9
Введение.
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых составляют социальные сироты.
Публикация «Эссе „Медиация в сиротских учреждениях: преимущества и недостатки“» размещена в разделах
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей – сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи, отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей указанной категории. К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ конфликтных ситуаций в условиях детского дома позволяет сделать следующий вывод. С одной стороны – детский дом - это дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому предъявляются определенные требования. Поэтому каждому участнику воспитания детей в условиях детского дома необходимо знать и помнить приоритетные мотивы воспитанников, находящихся в «своем доме».
Детский дом по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей, причем порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных. К педагогическим конфликтам относятся межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником. Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Последствия неразрешенных в детстве конфликтов сказывается на всей дальнейшей жизни, являются источником многих трудностей и проблем взрослого человека. Из этого следует, что необходимо развивать культуру разрешения конфликтов, умение педагога правильно оценить конфликтную ситуацию, найти конструктивный способ ее разрешения становится ведущим критерием при его взаимодействии с воспитанником. Но также важно, чтобы сам воспитанник научился адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, а также уметь предотвращать ее и самое важное – привыкнуть не провоцировать подобные ситуации, имеющие чаще всего разрушительный характер.
Медиация в сиротских учреждениях : преимущества и недостатки.
Хотелось бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации является новой и интересной формой работы с детским коллективом. Поначалу, услышав о данной процедуре, я относилась к ней с некой долей скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в успехе данного проекта.
Всё-таки хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли службы примирения в сиротских учреждениях.
Как будет разрешена конфликтная ситуация определяется не только и не столько характером самого конфликта, сколько отношением к ситуации. Продуктивность в разрешении педагогически сложных ситуаций предполагает, прежде всего, выраженную готовность учесть позицию другого, в данном случае воспитанника, его интересов, мотивов, возможностей и т. д. Сохранение позиции сотрудничества с воспитанником и в условиях конфликта – принципиальный момент в спектре умений педагога.
Односторонность и категоричность, желание «властьупотребить», неумение выслушать – плохие помощники в конфликтных ситуациях. В плане воспитания это приводит к неблагоприятным последствиям в виде неприязни, отчуждения, затрудняющих или разрушающих конфликт. В исследованиях было выявлено, что продуктивность в решении конфликтных ситуаций падает, если участники фиксируются на упреках и обвинениях в адрес партнера, если уклоняются от ответственности за возникновение конфликтных отношений.
Правильное отношение к конфликту предполагает не восприятие его как досадной помехи, а как творчески решаемой задачи. От педагога требуется не малое мастерство для распознания подлинного конфликта, когда он скрывается, например, за некоторыми другим, поверхностным. Возникшее столкновение может служить проявлением другого, обычно более серьезного, возможно и неосознанного конфликта.
Кстати говоря, мобильность при решении конфликта с помощью медиации – это немаловажный фактор. Говоря о личности медиатора нужно сразу подчеркнуть, что он должен быть нейтрален, беспристрастен, серьёзен, а также должен уважать мнения обеих сторон. Медиатор – это посредник, который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, чтобы в качестве медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одногруппник, например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.
Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться от участия в примирении в любой момент.
Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.
Процесс медиации является так же профилактическим способом решения конфликтов.
Хоть процесс медиации предполагает серьёзный подход к делу, на мой взгляд, воспитанники буду воспринимать эту деятельность как игру. Социальные роли медиатора, конфликтующих сторон будут восприниматься ими со скепсисом. Хотя, есть и плюс: любая социальная игра помогает развиваться личностно, почувствовать себя на месте того или иного человека.
В процессе медиации медиатор должен настроить конфликтующие стороны на то, чтобы они :
1. проявляли готовность к разрешению спорных вопросов;
2. давали необходимую информацию для разрешения конфликта;
3. не тормозились на начальных позициях, были гибкими;
4. уважительно относились друг к другу;
5. стремились к реалистичному, выполнимому соглашению;
Ещё одним плюсом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет.
В сиротских учреждениях часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт между воспитанниками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно воспитанникам.
В медиации делается акцент на принятии ответственности перед личностью, а не перед властями, и касается воспитания, а не наказания.
Действительно, процесс медиации может благотворно влиять на личность, на их взаимоотношения, даже на их воспитание. Применяя данную процедуру в сиротских учреждениях, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.
Что же касается недостатков данной процедуры, то можно выделить некоторые из них:
1. Эффективность процедуры медиации зависит от того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс.
2. В нашей стране данная процедура является молодой и поэтому не все ей доверяют и относятся с серьёзностью;
3. результат медиации во многом зависит от личности медиатора (посредника).
4. Если в конфликте задействовано много сторон, то процедура медиации усложняется.
Заключение.
Программа службы медиации будет иметь успех если:
1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;
2)администрация, психологи и воспитатели будут вести и контролировать ее внедрение;
3)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;
4)воспитанники-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;
С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.