Инна Анатольевна Камышанская
Эссе «Я — воспитатель. Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТЫВАТЬ, воспитать к. л., т. е. заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. : вскармливать, кормить и одевать до возраста; в высшем знач. : научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.
Толковый словарь Даля
Публикация «Эссе „Я — воспитатель, Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
«…обучать всему, что для жизни нужно». Именно на долю воспитателя выпадает такая сложная задача: обучить всему, что для жизни нужно. Ведь речь идёт о маленьких, несмышлёных малышах, которые порой не знают, как правильно обуть ботинки, как держать в руке ложку или карандаш. Именно воспитатель впервые расскажет о мироустройстве, о планетах, о плохом и хорошем, о добре и зле, о любви к своей Родине… и ещё о многом-многом другом.
Быть воспитателем не просто. Каждый ребёнок – личность, уникальная и индивидуальная. У каждого есть свой характер: кто-то бандит, а кто-то, наоборот, нуждается в нашей защите и поддержке. Родители доверяют нам самое дорогое, что есть в их жизни – своего ребёнка. Это огромная ответственность. Но и вместе с тем это большая радость от того, что именно вы можете слепить из этого маленького человечка – достойного гражданина, доброго, ответственного, отзывчивого человека. Быть может кто-то из них станет прекрасным врачом, который будет ежедневно спасать жизни людей, а кто-то, быть может, станет учителем, потому что когда-то именно вы стали для него примером. Так случилось и в моей жизни. Мой первый учитель! Замечательная, интересная, умная женщина. Меня всегда восхищал её необыкновенно каллиграфический почерк, её манера вести урок, её чувство вкуса. Маленькой девочкой я всегда думала: «Я хочу быть такой, как Мария Николаевна». Окончив школу, я пошла учиться в педагогический институт. Работать в школе я не стала. Но мне посчастливилось работать с детьми в детском саду.
Кто-то считает эту работу сложной, неблагодарной, нервной. Ведь, работая с детьми, нужно иметь выдержку, терпение. Ежедневно воспитателю приходится отвечать на самые нелепые и неожиданные вопросы. Но особенно поражает детская наивность и простота. Они верят во всё, что скажет воспитатель. Выражение детских глаз невозможно передать ни одними словами: порой в них я вижу грусть и тоску, порой радость и веселье, а порой даже равнодушие и безразличие. И вот здесь очень важно узнать причину этих чувств. Важно разделить с ребёнком его переживания или счастье. Ведь рядом нет его мамы, его семьи. В этот момент воспитатель – мама. А это мой ребё нок: грустный, весёлый, слишком активный или чем-то озадаченный.
Чувствуя ответственность своей профессии, я каждый раз убеждаюсь в правоте К. Д. Ушинского, что «все должно основываться на личности воспитателя». Детство – это прекрасная и ответственная пора. Ребенок как лист чистой бумаги, если напишешь на ней что – то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет очень трудно. А чтобы этих ошибок не было, воспитатель должен обладать большим арсеналом личностных и профессиональных качеств, таких как доброта, мудрость, целеустремленность, отзывчивость, образованность, ответственность.
Дети необычайно наивны, открыты, просты, непосредственны. Но, к сожалению, окружающий мир скрывает в себе множество опасностей, разочарований, подлости. Воспитатель помогает малышам познать этот мир, порой не такой открытый и добрый, как они сами; воспитатель оберегает и предостерегает детей, как мать защищает своего ребёнка от опасности.
Конечно же, здесь очень важна совместная работа с семьёй. Именно совместная работа семьи и педагога помогает в воспитании достойного человека, любящего и почитающего своих родителей; человека, уважающего старших; человека – патриота своей Родины. Невероятно приятно слышать приятные отзывы благодарных родителей. И мы всегда будем говорить им «спасибо» : за понимание, за поддержку, за внимание к нам, к нашей работе.
Профессия воспитателя даёт возможность воплотить свои несбывшиеся мечты. Воспитатель – актёр, который примеряет разные роли. Нам удаётся совмещать множество профессий. Мы можем быть и врачами, и строителями, и портными, и фотографами, и актрисами. Это большое счастье. Ведь ни в одной другой профессии нет такой возможности – возможности почувствовать себя разными. Только воспитатель умеет всё : шить, вязать, лечить, готовить, играть, строить, петь, танцевать, ремонтировать, чинить, рисовать. И все свои умения воспитатель отдаёт детям, чтобы потом они могли обрести свой правильный путь. В каждом ребёнке навсегда останется частичка нас. Каждый ребёнок помнит своего воспитателя, свою вторую маму. Большая радость видеть своих малышей, которые уже повзрослели, пошли в школу. Но, по-прежнему, увидев меня, они бегут на встречу, обнимают и наперебой рассказывают о своей жизни: кто-то делится радостью от полученной пятёрки, а кто-то печально, опустив глаза, тихонько говорит, что отхватил двойку. Это мои дети. Я всегда буду помнить о них, и вспоминать с теплотой.
Полностью согласна со словами А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно». Для этого, на мой взгляд, нужно быть счастливой и самой.
Счастлива ли я? Счастье у каждого свое, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня то, что я – воспитатель.
Я счастлива, что у меня есть такая профессия, ценная профессия, интересная профессия. Моя профессия - это моя жизнь.