Оксана Герасименко
Эссе «Я воспитатель, а это значит»
▼ Скачать + Заказать документы
Размышление на тему
«Почему я выбрала профессию воспитателя»
Есть такое выражение «Дети – не только наше будущее, но и наше прошлое»
Мне думается, что дети – это и наше прошлое, и будущее, и настоящее.
Прошлое, потому, что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость прошедших веков, заложенная в фольклоре, народной педагогике, литературе, наше личное ощущение семейных педагогических традиций, опыт известных педагогов – все эти сокровища можно отнести к приобретениям прошлого. Но эти приобретения перенимаются детьми и становятся их личными достижениями. Они являются носителями этого огромного багажа, чтобы передать его новым поколениям.
Публикация «Эссе „Я воспитатель, а это значит“» размещена в разделах
Настоящее, на мой взгляд, самый ответственный этап. Многие родители видят будущий образ ребенка так: «Вот когда он пойдет в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться, а когда поступит в университет…». Тем самым отрицается ценность настоящего периода, данного возрастного этапа. Настоящее настолько неуловимо и быстротечно, что ему часто не придают значения, а важен каждый шаг, каждая минута. Ведь именно эта минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого: добро, любовь, внимание, заботу или же в эту минуту отмахнулись от ребенка, оправдываясь отсутствием времени и большой занятостью. И если мы упустили эту минуту, не посчитали ее важной, мы воспитали этой минутой невнимание, нетерпение, замкнутость.
Кто из нас в жизни не прикасался к ремеслу воспитателя? Пока мы в колыбели, то именно мы выступаем в роли воспитуемого. Но стоит нам подрасти и нам в руки попадет кукла или плюшевый мишка, то мы сами начинаем упражнять свои воспитательные способности. Далее педагогические изыскания продолжаются на братьях или сестрах, друзьях, после на мужьях, в крайнем случае, на кошках и собаках. Каждый найдет возможность попробовать свои таланты в деле воспитания и дать «полезный» совет друзьям и близким.
Но есть среди нас те, кто занимается воспитанием и обучением детей профессионально (себя я отношу к их числу). Познание мира детства через общение позволяет проникнуть в тайны детского мировосприятия, открывать новое, незнакомое. Любое общение с ребенком подчиняется желанию познать его мир, повлиять на него с целью (порой как нам кажется) его улучшения, обогащения, развития.
Быть воспитателем не просто, мы должны любить свою работу, любить каждого своего воспитанника. Любовь воспитателя к детям определяется его личностными качествами: особенностями воспитания самого педагога, его детством, его чувством долга и ответственностью. Приходя к детям, необходимо помнить о том, что нельзя довлеть над ними, предавать, унижать и обижать их, потому что они доверяют нам, ждут от нас воспитателей порой даже большего проявления доброты и заботы, чем от родителей.
Ведь большую часть времени ребенок проводит в детском саду с нами и мы, воспитатели, становимся, подчас, второй мамой, к которой ребенок может подойти, прижаться, найти утешение в своих горестях, поделиться своими радостями, успехами. От того, насколько мы будем внимательны к ребенку, складывается его внутренний мир: он либо ожесточается, замыкается в себе, либо становится добрым, отзывчивым, готовым помочь товарищу в трудную минуту.
Профессия педагога необычна и это подтверждает высказывание древнего философа Т. Назнанзина: «Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств», т. е. воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.
Профессия педагога необычна еще и тем, что она универсальна. Воспитатель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему». Он – музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец.
По выражению Я. А. Каменского «дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем несравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, должна быть почетной и ответственной.
Быть воспитателем – это призвание. Это значит хотеть и уметь снова и снова прожить детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть.
Быть воспитателем – это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.
Быть воспитателем – это радость. Это значит видеть, как растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать, ощущать его привязанность и доверие и отдавать ему бескорыстно свою любовь.
Именно поэтому я – воспитатель.