Ирина Хантимерова
Эссе «Что значит быть современным воспитателем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд».
В. А. Сухомлинский
Мои самые яркие воспоминания из детства.
… Я сижу на коленях у моей бабушки, сельской учительницы, а она проверяет тетради. И сижу я как завороженная, едва дыша, боясь шелохнуться. Тогда мне казалось, что она волшебница, которая уверенно водит красным карандашом, исправляя детские каракули. Уже подростком, я часто бывала у неё в школе. Бабушка - Анна Романовна, всегда была в окружение детей. Мне казалось, она не оставляла их ни на минуту - кому-то поправляла фартучек, кого-то гладила по голове, всех терпеливо слушала, обнимала, всем улыбалась. Однажды я сказала ей, что не смогла бы «сюсюкаться» с этими «малявками», на что Анна Романовна, улыбаясь, ответила: «Внученька, всему своё время. Меняется время, меняются взгляды, меняются мнения и к тебе все придет…»
Публикация «Эссе „Что значит быть современным воспитателем“» размещена в разделах
На тот момент я не согласилась с ней. Однако, её слова оказались пророческими. Прошли годы, я закончила биологический факультет МГУ им Н. П. Огарева. Получила диплом педагога. Только работать по специальности сразу, мне не пришлось. Путь мой в профессию воспитателя оказался долгим и извилистым, я сменила много профессий, пока не нашла истинное свое призвание.
Мой путь в профессию тернист, но тем дороже лавры. Прошло время, поменялось многое, на что когда-то я смотрела с недоверием и усмешкой – сейчас понятно и важно. Вспоминая слова своей бабушки, могу с уверенностью сказать, что на моём пути главной наставницей в жизни и профессии стала, именно она, моя бабушка Анна Романовна Поликарпова – скромная, мудрая сельская учительница. Как любили мы с ней беседовать ночи напролет. С какой нежностью и любовью она делилась своей жизненной мудростью, профессиональным опытом. Многое из сказанного ею, я смогла осознать и понять только тогда, когда стала матерью, когда пришла работать воспитателем в детский сад.
Спустя годы, я поняла, что значит гореть, зажигая других, что значит настоящая любовь и преданность своему делу, что значит беззаветная любовь к детям, их радостям и переживаниям. Не прошли даром беседы с бабушкой, её опыт, наставления, я использую в свое работе, ведь они актуальны и в настоящее время, соответствуют современным стандартам воспитания.
Окунувшись в профессию воспитателя, я поняла как трудно, порой невыносимо тяжело принять каждого ребенка таким, какой он есть. Но словно путеводная звезда, ведет меня голос Анны Романовны, открывая передо мной новые и новые возможности. Я испытываю огромное счастье оттого, что вижу, как растет и формируется личность. Я уже не могу представить себя без своих озорных почемучек.
Я стараюсь делать все, чтобы видеть счастливые лица детей. А если все же ребенок загрустит, у меня есть верное средство. Предлагаю ребенку помечтать вместе со мной или про себя (я сама по – совету бабушки много мечтала в детстве, грустные мысли быстро покидали меня). А еще есть волшебные краски, которые помогают ребенку выразить свои мечты на бумаге. И вот уже совершенно другой взгляд, радостное выражение лица. Этот прием помогает также наладить контакт даже с самыми замкнутыми детьми. Мечтать полезно, в этот момент включаются все мыслительные процессы, развивается фантазия, речь, память, воображение, творческие способности.
Я полностью согласна с Василием Сухомлинским в том, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В своей педагогической практике я стараюсь слушать и слышать каждого ребёнка, чувствовать вместе с ними, вести их за собой в прекрасный мир фантазии и красоты, быть рядом и чуть впереди, и никогда не останавливаться на достигнутом, ведь впереди так много интересного!
Еще я убеждена, что для ребенка очень важна игра. Это наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в игре. Игра способствует преодолению эгоцентризма у ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Ребенок обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.
Я иду в ногу со временем и считаю, что современный воспитатель должен понимать, что не следует сводить общение с ребёнком только к процессу передачи знаний. Главная его задача - помочь ребёнку стать личностью. Эту непростую задачу можно решить лишь тогда, если развивать у себя способность понимать внутренний мира воспитанника, быть вхожим в этот мир ребёнка, быть его партнёром.
Важную роль отвожу взаимодействию с родителями. Ведь добиться успеха в воспитании, в развитии гармоничной личности возможно лишь совместными усилиями. ФГОС дошкольного образования нас направляет на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды, родительские собрания, совместные мероприятия, дни открытых дверей, папки-передвижки и т. д. – вот то немногое, что помогает сплотить нас в воспитании и развитии детей.
Мой небольшой опыт наводит меня на мысль о том, что работа современного воспитателя - это симбиоз науки и творчества, что в настоящее время воспитатель не может быть просто источником знаний, т. к. запросы общества диктуют новые требования. Нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело. Поэтому мы, современные воспитатели, прежде всего, должны выступать как организаторы и координаторы воспитательного процесса, играя, учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
В заключении хочу сказать, что, на мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Горький писал: «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».