Елена Плуталова
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – самое прекрасное время в жизни каждого человека, самое
счастливое и самое беззаботное, очень ценное и очень важное.
Только в детстве мы получаем самые яркие и запоминающиеся впечатления,
видим мир волшебный и удивительный.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего
первые 7 лет, но они имеют непреходящее значение. И будет ли оно ярким,
самобытным, неповторимым, самым лучшим и радостным зависит от нас
взрослых, находящихся рядом с ребенком, родителей и педагогов.
В педагогическом сообществе часто можно услышать: «Я с детства мечтала
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
стать учителем, воспитателем…» Про себя могу сказать, что не мечтала, а точно знала, что свяжусвою жизнь с педагогикой, с детьми. В 2008 году получила профессию учителя начальных классов. Но судьба привела меня в детский сад, я стала воспитателем, и искренне этому рада. Попав в детский сад, я поняла, что это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет временискучать.
Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих
тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения. Да, пришлось
учиться заново, в процессе, на ходу. Но осознать профессию воспитателя мне
помогли не методики и технологии, которые, конечно, важны в работе с
детьми, а сами малыши– разные, непредсказуемые, интересные, забавные,
удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями,
поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Глядя в их
распахнутые навстречу глаза, жадно следящие за каждым моим движением и
словом, взглядом и жестом, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них
целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров,
поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Для меня
воспитатель - не профессия, не общественное положение. Для меня
«воспитатель» - это образ жизни. Я не работаю воспитателем, я живу
«воспитателем».
Мне очень близко одно восточное изречение:
«Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего
различные цветы. Одно любит свет, солнце, другое – прохладную тень, одно
любит берег ручья, другое – высохшую горную пустыню. Каждому нужен
особый, только для него подходящий уход. Иначе оно не достигнет
совершенства в своем развитии».
Цветы – это капли небесной красоты, которые возбуждают в душе светлые
чувства, пробуждают увядшие надежды. Каждый из них по-своему уникален:
вычурная орхидея, пышный георгин, красавица роза. А чем же хуже простые
цветы: ромашки, колокольчики? Они так же привлекают взгляд.
Дети – цветы жизни, мы так же бережно ухаживаем за ними, создаем каждому из них соответствующие условия и безумно радуемся каждому самому маленькому успеху.
Как цветы тянутся к солнцу, так и все дети нуждаются в доброте и ласке.
Надо, несмотря на возможные проблемы, постараться найти и разбудить в
ребенке ту божественную искру, которая поможет вытащить на свет то, что
спрятано глубоко и не бросается в глаза. Надо прорастить в нем зерно
доброты, скромности, трудолюбия. Такой цветок способен украсить
самый роскошный сад. Легко заметить и оценить красивый яркий цветок.
Немного труднее обратить внимание на слабое растение, из последних сил
тянущееся к солнцу, страдающее от холода и болезней. Нелегко помочь ему.
А вот и он, его Величество, первый маленький успех! Еще один слабенький
бутончик, наконец-то раскрылся!
Преимущественно я себя и ощущаю детской садовницей, помогающей
Детям-цветочкам расти и развиваться.
В моей профессиональной деятельности есть несколько принципов,
реализация которых, на мой взгляд, помогает мне справляться с ролью
детской садовницы наиболее достойно. В первую очередь, это понимание,
что каждый ребёнок моей группы уникален, неповторим. Уникально,
неповторимо всё дошкольное детство. Первые шаги ребёнка в жизни самые
сложные, но и самые важные, ведь они закладывают фундамент будущей
личности. И чем больше будут вложения в этот период, тем больше будет
отдача в будущем. Поэтому в своём взаимодействии с детьми стараюсь
дарить тепло, доброту, отзывчивость и заботу, стремлюсь слышать детей и
понимать их, дать возможность быть самим собой.
Необходимость привести в действие дар каждого человека является не менее
важным принципом моей профессиональной деятельности. Используя
широту, горизонты открывающихся возможностей, стараюсь не упустить
шанс увидеть талант в каждом ребёнке. Всем известен сюжет про «гадкого
утёнка» : маленького утенка не принимают сородичи и высмеивают
обитатели птичьего двора, он проходит через множество испытаний, прежде
чем выясняется, что он – прекрасный лебедь, который просто не знал о себе
этого. Сказка Андерсена – это сценарий жизненного пути. Она об испытаниях, которые проходит человек перед тем, как стать личностью и
найти свое место в жизни. Хорошо понимаю, что любой «гадкий утенок»
мечтает раскрыться, и отчётливо осознаю свою ответственность за судьбу
ребенка в том, чтобы помочь ему в этом.
Ну и, конечно, принцип полноценного проживания дошкольного детства.
Для меня это образ, воплощённый литовским графиком Стасисом
Красаускасом в иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Эра», который
представляет собой руки взрослых, из которых вырастает ребенок. Они не
закрывают его от мира, не сжимают в кулак. Руки взрослых как бы обнимают
ребенка, поддерживают его и придут на помощь в случае необходимости.
Современные реалии нашей жизни постоянно требуют шагать в ногу со временем от любого члена общества, в том числе и от ребенка.
Все мы живём в мире экономики. Именно экономика
обеспечивает нас всем необходимым. Хотим мы или не хотим, но ребёнок с
малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги,
вещи, труд, стоимость, получает тот или иной опыт в элементарных
экономических отношениях, некую экономическую информацию. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны.
Детский сад принял участие в апробации примерной парциальной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» с сентября 2019 года по февраль 2020 года. В этот момент я работала с детьми старшего возраста. Мне представилась возможность быть одной из первых, кто начал работать по данной проблеме.