Ольга Саржан
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я — воспитатель»
А. Г. Асмолов
В моей педагогической жизни много наставников: в студенчестве я открыла для себя Антона Семеновича Макаренко, затем неким недосягаемым примером стал Януш Корчак, а вот сейчас держу в руках книгу Александра Григорьевича Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы».
Как воспитателя, меня заинтересовала глава «Детство», которая начинается со слов: «И опять: ради чего?» Асмолов применяет этот вопрос и к самому сокровенному: «Ради чего ты меня любишь?», и в рамках самого общедосягаемого: «Ради чего модернизация образования?»
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
В связи с этим вспомнилось одно из положений образовательного стандарта дошкольного образования: «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (самоценность детства – период жизни значимый сам по себе)», ориентирующее педагогов на эффективную работу.
А ведь слова из Стандарта вспомнились не случайно: Асмолов руководил рабочей группой, создававшей этот документ.
У нас, педагогов-практиков, как правило, скептическое отношение к федеральным документам,да и к документам вообще, но в этом случае с ним (Асмоловым) трудно не согласиться, у которого девизом всех своих работ о дошкольном детстве стали слова: «Детство ради детства».
Я не была педагогом в советское время, когда дошкольное детство рассматривалось как подготовка к последующим жизненным этапам, в этот период я сама была объектом педагогического воздействия, получая дошкольное, начальное, среднее образование. Современная педагогика, и я с этим полностью согласна, в первую очередь ориентирована на формирование успешной самоценной личности. И это правильно. Ведь только успешные люди могут создавать успешное общество, успешное государство, поэтому я свою работу строю ориентируясь на то, что детство моих воспитанников – это прекрасное время здесь и сейчас, а не подготовка к будущему, игра – не репетиция взрослой жизни, а уже проживание этой самой жизни, процесс обучения и воспитания не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, и не стоит забывать, что от периода дошкольного детства так много зависит!
Радует, что в дошкольном образовании произошла «революция», после которой оно стало на одну ступень с основным и высшим. Государство усиленно занялось повышением квалификации и обучением педагогов – дошкольников, рядовой педагог ДОО теперь ориентируется не только в нормативно-правовой базе, но и может создать собственный сайт для распространения опыта и контакта с родителями, имея возможность его опубликовать.
Это замечательно, но все-таки не стоит забывать о том, что самое главное словами даже в самых серьезных документах и в самых умных книгах не прописать – эта та любовь к детям, которая неизменно толкает нас на ежедневные открытия, подвиги и приключения. И вторую часть своих размышлений я хотела бы посвятить чувствам…