Евгения Евгеньевна Ахмадеева
Эссе «Я работаю с дошкольником»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я работаю с дошкольником»
«Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребёнка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков.»
(В. А. Сухомлинский)
««Я – воспитатель!», «Я – педагог!» Я – первый, после мамы учитель, который встречается детям на их жизненном пути» - наверное именно так должна была начаться моя педагогическая песнь! Новые мысли, идеи. Задаю сама себе вопрос: «Может быть прибегнуть к стихотворной форме? Получится, креативно и необычно.» Но нет – это все не то, и я снова перечеркиваю текст.
Публикация «Эссе „Я работаю с дошкольником“» размещена в разделах
Взгляд невольно падает в зеркало. Подмигиваю себе и встречаюсь взглядом с маленькой девочкой. Ей всего 9 лет, но она уверенно раскладывает на табуретках листы бумаги и ручки. Младший брат и соседские ребятишки не просто под присмотром, они вовлечены, как сказали бы педагоги, в совместную организованную деятельность.
Я очень часто задаюсь вопросом: «Откуда появилось это настойчивое желание быть педагогом? Что удерживает меня в этой профессии?» И сейчас я попробую проанализировать весь свой профессиональный путь и становление своих педагогических принципов.
Я упорно шла к поставленной цели. Обучение в педагогическом классе, далее в педагогическом колледже, работа в летних детских оздоровительных лагерях – всё это приносило настоящее счастье, и я снова и снова убеждалась, что выбор профессии сделан не напрасно. Я твердо знала, что моя любовь к детям, романтика профессии, покорение педагогических вершин навсегда станут смыслом моей жизни!
Ещё один взгляд в зеркало! Теперь уже на меня смотрит взрослая девушка, пытающаяся казаться серьёзной. Еще один жизненный этап – работа в социально – реабилитационном центре для детей и подростков.
Многие спрашивали меня, почему я выбрала столь сложную профессию – воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, работу с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Но как можно было объяснить людям, далёким от этого мира, что этот сложный мир, сплошь состоящий из детских переживаний и горя, мир рано повзрослевших детей, мир со своими законами – это и есть моё место!
За годы работы в социально – реабилитационном центре я научилась очень многому. Личностному самоанализу и самоотдаче, я научилась вовлекать, даже самых дезориентированных детей, в бурный водоворот ярких событий, открытий, положительных эмоций. Выжимая из себя все силы – давать ребёнку второе дыхание, вдохновение на новые свершения.
Именно в то время я поняла, что «ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает» (Э Бомбек). Педагогическая деятельность со сложными детьми дала мне возможность развиваться как в духовном, так и в профессиональном плане.
«От толерантности – к эмпатии, от милосердия – к педагогике, от коррекции – к коммуникации, от традиции – к инновации» – таким стало моё педагогическое кредо вчера, сегодня, завтра и всегда.
Работа педагога социальной сферы – это симбиоз науки и творчества. Чтобы социализировать не только детей, но и их родителей, необходимо владеть знаниями в области педагогики, социологии, психологии, дефектологии. Внедрение в педагогический процесс различных социальных технологий позволяют повлиять на «макро» и «микро» социум подопечных.
Слова величайшего педагога Ш. А. Амонашвили: «Защита детей – это моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, моё призвание» на долгие годы стали главным принципом моего профессионального становления.
И снова взгляд, нечаянно брошенный в зеркало, теперь уже я встречаюсь глазами с самостоятельной взрослой женщиной – состоявшимся педагогом, с богатым багажом педагогических знаний и профессионального опыта. Я всё больше убеждаюсь, что жизнь удивительна и исполнена знаковых совпадений. Так получилось, что моё желание найти себя в работе с дошкольниками, оказалось в одних временных рамках с кардинальными изменениями в области дошкольного образования, которое переживает новый момент в своей истории.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дало нужное направление в разных сферах дошкольной педагогики – по отношению к процессу воспитания, обучения дошкольников, к взаимодействию педагога и детей, к применению проверенных временем принципов. Новый подход выражается в высказывании ведущего исследователя психического развития дошкольников Л. А. Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
В центр образовательной системы поставлена личность и новые подходы к ней, отвергающие принуждение, основанные на индивидуализации и гуманно-личностных технологиях сотрудничества и партнерства. Грамотно организованная педагогом экспериментально - исследовательская деятельность должна способствовать формированию у ребенка исследовательского типа мышления посредством эвристических бесед, моделирования, погружения, подражания, постановки и решения вопросов и ситуаций проблемного характера, опытов и т. д. Технология проектирования призвана включить в сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых, развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном процессе я теперь использую как новые технологии – технология проблемного обучения, проектная технология, информационно – коммуникативная технология. Так и уже знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность – игровые методы, интеграционный принцип, здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ и др.
Переход от информационно-технологического принципа организации и проведения НОД с детьми, где прописан каждый шаг деятельности ребенка и взрослого – к игровому, многогранному и объемному взаимодействию с ребенком в системе «ребенок – педагог - сверстник», позволяет мне максимально использовать инновационные и активные методы педагогического взаимодействия, более индивидуализированные и нацеленные на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.
Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Лейтмотивом моей педагогической песни, неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребёнка, которую так легко ранить, задеть неосторожным словом или поступком.
Маленький мир детства, в который нам взрослым проникнуть трудно, а между тем, надо проникнуть, иначе нам не удастся приобщить наших детей к миру взрослых, а, следовательно, обеспечить им необходимую социализацию, воспитать их в нужном направлении, в соответствии с современными требованиями. Можно попытаться сделать это путем приказа, угрозы, принуждения, но это идет в разрез не только с моими педагогическими принципами, но противоречит концепции современного подхода в образовательной системе.
Глядя в зеркало, я задаю себе, самый главный вопрос: «Правильный ли я сделала выбор?» И вот, спустя 17 лет, я могу с уверенностью сказать: «Я – счастливый человек! Судьба позволила мне быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми. И этим я счастлива!»
«Любить – значит жить жизнью, того, кого любишь» – в этих словах Л. Н. Толстого и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям. Я – работаю с дошкольниками и горжусь этим! На свете есть много профессий, но эту не выбирают, а выбирает она! Я верю, что в дошкольном образовании нет случайных людей, ведь случайные люди просто не смогут каждый день отдавать своё сердце детям!