Анастасия Левина
Эссе «Что определяет качество дошкольного образования: коротко о главном»
▼ Скачать + Заказать документы
«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка», - писал В. И. Слободчиков. Эта мысль сейчас актуальна, как никогда. На современном этапе развития общества назрела необходимость введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не только в начальную и среднюю общеобразовательную школу, но и в дошкольное образование.
Темочки:
Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Однако для настоящего времени актуально появление новых требований к данной категории. В психолого-педагогическом аспекте – это ориентация не только на освоение детьми определенной системы знаний, но и на комплексное физическое, эмоционально-личностное, познавательное и художественно-эстетическое развитие воспитанников. Таким образом, качество дошкольного образования во многом определяет развитие будущих школьников как субъектов развития и образования.
Проблема оценки качества дошкольного образования на этапе перехода к ФГОС имеет множество граней.
В первую очередь, мы никогда не узнаем, насколько качественным было дошкольное образование, не оценив его результаты. Кроме того, качественное образование невозможно без педагога. Перед современными педагогами ГДОУ в настоящее время стоит непростая задача, а именно, построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному стандарту, с одной стороны, и обеспечивала сохранение самоценности периода детства, с другой. Не менее важную роль в успешном прохождении ребенком стадии дошкольного детства в рамках ГДОУ играют соответствующие условия, обеспечивающие ему гармоничное развитие – от специфики и психолого-педагогического значения предметно-развивающей среды до условий обеспечения успешной адаптации ребенка к детскому саду. И, наконец, качественное образование на любом этапе невозможно без внедрения образовательных программ и технологий.
Главное, чтобы оценка качества дошкольного образования рассматривалась в интересах личности ребенка, общества, государства, самой системой образования.