Светлана Владимировна Васильева
Эссе «Читайте труды Льва Выготского и вам откроется истина ребенка!»
Эссе «Читайте труды Льва Выготского, и вам откроется истина ребенка!».
Мне интересно было взять данную тему уже потому, что есть международный конкурс имени Льва Семеновича, который в этом году проводился уже восьмой раз. Участвовать в нем могут творческие взрослые - «дошкольники», т. е. педагоги, работающие в дошкольном образовании, студенты, будущие воспитатели и даже административные работники детсадов, имеющие за спиной багаж положительного руководства своим детсадом. Почетно в нем участвовать, это точно!
Публикация «Эссе „Читайте труды Льва Выготского и вам откроется истина ребенка!“» размещена в разделах
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Готовясь к написанию эссе, я, конечно же, изучала материал о жизни Льва Семеновича, его трудах, которые нередко подвергались критике и ставились под сомнение, как и все передовое, идущее вразрез с общепринятыми на тот исторический момент позициями, нормативами, устоями. И поразилась той глубине мысли о развитии Ребенка с большой буквы в те времена, когда еще не звучали в педагогическом сообществе мысли о самоценности дошкольного детства! Тогда было принято в обществе считать, и я согласна с ошибочностью такого мнения, что ребенок, как думающая личность, которую надо развивать и обучать, начинается ближе к школьной поре. А Лев Семенович, что называется, «держа руку на пульсе», анализируя появляющиеся передовые педагогические практики мирового и российского уровня, пришел к выводам о том, что «обучение ведет за собой развитие». И раскрыл этот момент в книге «Мышление и речь» : «Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных».
На мой взгляд, вышеприведённая цитата - это прямое руководство к действию для воспитателя, педагога, начиная с наблюдений, мониторинга, которые ежегодно мы, воспитатели разных групп, проводим в своих детских коллективах, выясняя, что ребенок умеет сегодня, «в зоне актуального развития» (ЗАР) согласно возрастным, физиологическим, психическим ориентирам, выведенным специалистами разного уровня. А затем в течение года «подтягиваем» к этому уровню отстающих в силу разных причин (часто болеющие дети, социально запущенные, ЗПР и т. д., с привлечением узких специалистов - дефектологов, логопедов, психологов, а с детьми, которые показывают хорошие знания, занимаемся дополнительно, давая усложненные задания, выводя их в зону ближайшего развития (ЗБР). Необходимое условие: с родителями обеих групп держим тесную связь, рекомендуя заниматься также дома, потому что в развитии ребенка нет выходных.
А пять областей нашего ФГОС? Это же и есть «набор», который при должной реализации в ДОУ, отдельной группе детсада работает на всестороннее развитие каждого ребенка, конечно, с учетом его индивидуальности, психического, физического состояния.
Считаю, очень актульна сегодня и мысль ученого Л. С. Выготского о сензитивном (сенситивном) периоде обучения - временном отрезке, характеризующемся максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования какой-то определенной способности или типа деятельности организма. (Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено именно Л. Выготским). Например, на первых годах жизни важным становится формирование сенсорной области, поскольку малыш активно познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Поэтому в яслях, да и в первой младшей группе организуются так называемые «сенсорные ящики» с различными крупами, чтобы дети могли изучать свои тактильные ощущения от соприкосновения, игры с ними. Потом это будет не так актуально в плане развития!
Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. И, если вдруг в группе, набранной на очередной учебный год из детей 2-3 лет, есть ребенок, оба родителя которого относятся к категории «неговорящих», то сразу же надо тревожиться о его дальнейшем развитии, поскольку среди разговаривающих или пока еще лепечащих малышей этот ребенок во много раз труднее проходит адаптацию и наверняка будет испытывать дискомфорт от пребывания в данной группе. Ребенок очень нервничает, плачет, не наблюдая рядом мамы, ищет защиты у воспитателя. И здесь главное – не упустить этого ребенка, в смысле его полноценного, гармоничного развития. А как это сделать? Надо думать, выяснять. И, скорее всего, с этим ребенком предстоит работать специалистам, логопеду и дефектологу, только вот в какой период времени это произойдет? Здесь хорошо работает принцип «Чем раньше, тем лучше», и есть большая вероятность избежать большого отставания в развитии ребенка с ОВЗ.
Каждому воспитателю первой младшей группы (дети 2-3 лет) также важно знать и учитывать в своей ежедневной работе, что сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Особенность данного этапа – игра! Но это другая игра, отличная от игры в 1 год, в 2 года, например. Появляется творческая игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, а это уже энергичная работа воображения, когда у детей формируется способность отображения своих впечатлений об окружающем мире.
Таким образом, сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств. А более старший возраст, примерно от восьми и до девяти лет, - это повторный пик речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры…Говорить об этом можно много!
Подбирая для своего короткого эссе материал, окунувшись в работу по изучению наследия Л. С. Выготского (похоже, я становлюсь участником большого движения под названием «Выготскоговедение», я поняла следующее: «Читайте труды Льва Семеновича Выготского, и вам откроется истина дошкольной педагогики, педагогики и жизни человека в целом!»