Аникина Лариса Михайловна
Эссе «Человек, благодаря которому я стала учителем»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Человек, благодаря которому я стала учителем"
“Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
- значит вырастить угрозу для общества”.
Теодор Рузвельт
Я родилась в музыкальной семье. Мой отец играл в военном оркестре на трубе, а мать играла на гитаре и прекрасно пела. Поэтому обучение в музыкальной школе не обсуждалось, мне только предоставили выбор инструмента. Я выбрала баян. Училась в музыкальной школе с удовольствием, особенно любила петь, заодно посещала драматический кружок и хотела стать актрисой. Но мой выбор не одобрил папа. Он мне тактично объяснил о специфики актерской профессии, которая не всегда соответствует морально-нравственным нормам. Папа был для меня авторитетом, и я отказалась от своей мечты. Тогда отец предложил мне выбрать профессию педагога, я согласилась и никогда не пожалела об этом.
Публикация «Эссе „Человек, благодаря которому я стала учителем“» размещена в разделах
Папа часто вспоминал своих учителей, ставил в пример их слова и поступки. Рассказывал, как советы учителей помогли ему выжить в страшную войну и в трудное послевоенное время. Главное, - говорил он, - ты сама должна быть образцом для своих учеников. Если будешь честным, добрым и справедливым учителем, то и твои ученики вырастут воспитанными и порядочными людьми.
В наше непростое время, кроме большого количества проблем в образовании, наиболее болезненной стала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Дети - социально и психологически самые незащищенные члены российского общества. Детское пьянство, наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали распространенными явлениями в России. Что может быть страшнее?
Слово «воспитание» указывает на его происхождение от старославянского слова «питати», если обратить внимание на семантику приставки «вос-», налицо действие: стремление к высшим идеалам, возвышение, восхождение, вознесение). Дословно: возвышенное питание. И начинать духовно-нравственное воспитание нужно как можно раньше. Но у ребенка должны быть нравственные ориентиры, нормы. А нормы – это десять заповедей Божиих, на которых, я считаю, и нужно строить воспитание. Бог оставил заповеди людям, из безмерной любви к ним, чтобы они спаслись; так и я, любя детей, должна научить их следовать заповедям, чтобы спасти их, уберечь от всего, что несет в себе зло.
В основе всех Десяти заповедей лежит принцип любви. Один еврейский законник спросил Иисуса Христа: «Учитель, какая наибольшая заповедь?» Иисус Христос сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей и всем разумением твоим» – это первая и наибольшая заповедь. Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22. 36-40). На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. На этих двух заповедях, как на прочном фундаменте, я строю храм воспитания детей в любви. Любовь – основа всему. Именно любовь к Богу и своему ближнему я воспитываю у детей с самого начала. Семья и детский сад в этом вопросе единодушны. Ребенок сразу усваивает, что Бог – отец всем людям, что Бог - главный. Еще неосознанно, интуитивно, но он уже понимает, что отец, папа – тоже главный. И это, в глазах сына или дочери, повышает авторитет отца. Как это важно сейчас! Когда мужской авторитет в семье заметно пошатнулся. Любовь к близким воспитывается с пеленок в семье. А я только постоянно говорю детям, что близкий и ближний – это человек, который рядом, и его нужно любить. Внушаю детям правило, данное нам Иисусом Христом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Далее, плавный переход именно к пятой заповеди, такой понятной для детей и такой важной, в основе которой тоже лежит любовь, любовь к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы благо тебе было, чтобы продлились дни твои на земле». Как замечательно, что в последние годы стали праздновать День Матери, а теперь и День отца в России. Но есть и еще один замечательный праздник – День святых жен-мироносиц (19 мая, когда принято поздравлять всех женщин и матерей. Я не оставляю без внимания этот день, есть повод порадовать самого близкого человека. Шестая заповедь – Не убий. В основе ее лежит любовь и сострадание. Эта заповедь быстрее усвоится дошкольниками на основе воспитания любви к животным и заботе о них. Мы с ребятами выполняли коллективную работу – лепили Ноев ковчег. Я делала ковчег. А ребята лепили животных, с какой нежностью они их мастерили, после рассказа о том, что Бог повелел любить животных и заботиться о них. Восьмая заповедь – Не кради. В ее основе тоже лежит любовь и сострадание. Очень хорошо, когда в группах детского сада существуют свои правила (по сути, те же заповеди): «Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи». «Нельзя обманывать». И в помощь нам существует широкий выбор рассказов для детей о краже и, последующих после нее, угрызениях совести: рассказ Н. Носова «Огурцы», рассказ В. Максимовой «Брошь» и другие. Девятая заповедь – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». В ее основе тоже лежит любовь и сострадание. Каждый ребенок знает, как тяжело наказание, если оно не заслужено. А что говорить о муках угрызения совести лжеца?
А теперь о заповеди, которую соблюдать тяжелее всего и взрослым и детям. Это заповедь – «Не судите». Дети любят жаловаться друг на друга, но я пресекаю это, объясняя им, что это – осуждение, а судить нельзя. И постоянно напоминаю детям о том, что говорить плохо о другом нельзя. Этот другой – наш ближний, которого нужно любить. Десятая заповедь велит нам не желать чужого. А дети так любят новые игрушки и сразу реагируют, на принесенную товарищем из дома, куклу или машину. Групповое правило «Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи», которое я напоминаю, обычно все ставит на свои места. В подготовительной к школе группе, во время темы «Сотворение мира», я уже объясняю детям, что каждый человек – подобен Богу. А значит надо видеть в ближнем образ Божий. Это нужно внушать детям постоянно. Детство пролетает стремительно, и поэтому нам необходимо дорожить каждым мгновением. Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы воспитать человека, я сама должна чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами». Чтобы заразить детей светлым настроением, я должна сама чувствовать себя бодро. Чтобы внушить детям хорошие стремления, я сама должны их чувствовать в себе. Чтобы заразить детей добротой, я сами должна чувствовать добро в своей душе. Но главное правило «рождения добра» в душе ребенка – это безраздельная любовь к нему со стороны взрослых!