Фомина Лариса Александровна
Эмоциональное выгорание у педагога
▼ Скачать +Заказ
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательной организации стала особенно острой, в связи с появлением и развитием инклюзивного образования. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за высокой эмоциональной включенности педагога : в деятельность, жёсткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют появление невротических расстройств и психосоматических заболеваний
Публикация «Эмоциональное выгорание у педагога» размещена в разделах
Так как феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, учеников, пациентов, коллег, то есть тех, с кем человек взаимодействует.
Существует синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне
длительного стресса, а как последствие – истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека.
Но недостаточно разработанным остается поиск способов снижения признаков эмоционального выгорания у педагогов, направлений, форм профилактической работы с педагогами, поэтому необходимы дополнительные исследования по диагностике и профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения синдром выгорания – физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя и других психоактивных средств, с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и во многих случаях суицидального поведения. Это расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим пренебрежением семейной жизнью или отдыхом. Одной из наименее защищённых и наиболее уязвимых в отношении выгорания профессиональных групп являются педагоги.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения синдром выгорания – физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя и других психоактивных средств, с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и во многих случаях суицидального поведения. Это расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим пренебрежением семейной жизнью или отдыхом. Одной из наименее защищённых и наиболее уязвимых в отношении выгорания профессиональных групп являются педСиндром выгорания развивается во времени, начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе, вызывает чувство напряжённости, раздражительности, утомления, завершается включением психологических защит, отдалением от профессиональной деятельности, апатией, цинизмом, соматическими и психопатологическими нарушениями невротического уровня, что снижает социальную адаптацию, меняет призму личностного восприятия, что касается представлений о самочувствии и отношений[40агоги.
Таким образом, для создания оптимального эмоционального климата во время урока, учитель вынужден постоянно поддерживать необходимый уровень своего психического состояния.
К. Рифф был создан оригинальный метод психотерапии (well-beingtherapy)
опросник «Шкалы психологического благополучия», который применяется во многих исследованиях». Существует множество способов профилактики эмоционального выгорания, ниже представленные лишь некоторые из них. 1. Отвлекайтесь: -Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе
-Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. -Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. -Обращайте внимание на мельчайшие детали. -Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.» 2. Снижайте значимость событий: - Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. - Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: - «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т; - «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»; - кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено. 3. Действуйте: - Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. - Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: - наведите порядок дома или на рабочем месте; -устройте прогулку или быструю ходьбу; -пробегитесь. 4. Творите: Любая творческая работа может исцелять от пережив- рисуйте; - танцуйте; - пойте; - лепите; - шейте; - конструируйте и т. п. 5. Выражайте эмоции : Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. - изображайте эмоции с помощью жестоаний
изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; - мните, рвите бумагу; - кидайте предметы в мишень на стене; - попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; - поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен.», «Меня это обидело.»)[51].
Эмоциональный интеллект, участвующий в борьбе с синдромом выгорания, логично включается в качестве средства в состав первого из четырех направлений этой борьбы, описанных Д. Г. Труновым [43] : 1. Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом", подразумевая за этими словами развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т. д., тем это будет более профессионально. 2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне. Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы. 3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении мы получаем итог: работа становится стандартной, ремесленнической, где педагог уже не горит, поскольку обезопасил себя огнеупорной спецодеждой и, в лучшем случае, тихо тлеет.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, а также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов и другие попытки добавить топлива извне. Как видим, эмоциональный интеллект, способствующий уменьшению уровня эмоционального выгорания, органично вписывается в первое, описанное Д. Г. Труновым направление борьбы с синдромом сгорания, то есть может рассматриваться как составляющая механизма саморегуляции отрицательных психических состояний[2]. Исходя из этого, можно делать вывод о том, что существует множество способов профилактики эмоционального выгорания у педагогов, которые способны снизить уровень эмоционального напряжения педагога. Таким образом, проанализировав литературу можно сделать вывод о том, что изучению эмоционального выгорания было уделено достаточно работ. Данное понятие было полностью раскрыто авторами, были описаны фазы, факторы эмоционального выгорания. Также можно найти достаточное количество литературы о педагогической деятельности и ее специфике, создающей условия для развития этого синдрома.