Наталья Светлакова
Эмоциональное воспитание
▼ Скачать
Воспитатель — это второй после мам, пап, бабушек и дедушек значимый человек в жизни ребёнка, который влияет на формирование его личности. При этом для становления в будущем именно успешной личности огромное значение имеет эмоциональное воспитание, а не только лишь интеллектуальное.
Сегодня многие родители мечтают о том, чтобы их дети выросли успешными самодостаточными людьми, чтобы их уважало и ценило общество, чтобы они смогли подняться по карьерной лестнице и построить счастливые отношения. Однако можно часто наблюдать картину, как родители жалуются на своих детей, что они непослушные, наказывают их, не пытаясь понять ребёнка и разобраться в его чувствах. Зачастую это касается и воспитателей в детских садах, и учителей в школах.
Публикация «Эмоциональное воспитание» размещена в разделах
Эмоциональное воспитание — это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители и другие референтные люди в жизни ребёнка сочувствуют ему и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, страх, печаль, они создают взаимное доверие и привязанность.
Учёными доказано, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе и в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. В своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» известный американский психолог Дэниел Гоулман пишет, что «одна из основных социальных компетенций определяется тем, насколько хорошо или плохо человек выражает собственные чувства». А Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей» говорит: «Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств».
В своих повседневных буднях первой младшей группы я учу малышей распознавать свои базовые эмоции, в первую очередь это грусть и радость. Для начала мы с ними обсудили по картинкам, какие эмоции испытывает тот или иной человек, признаки, по которым это можно понять. Далее в течение дня я подвожу ребят по одному или группами к этим картинкам на фланелеграфе и спрашиваю: «Как ты себя сейчас чувствуешь? Какое у тебя настроение?» Если у ребёнка в этот момент всё хорошо, я радуюсь вместе с ним. Если он невесел, грустит или плачет, мы вместе пытаемся выяснить причину его плохого настроения и перевести его в хорошее.
Уже примерно к двум годам у детей проявляются признаки эмпатии, то есть они научаются распознавать чувства других людей. Для этого я читаю детям уже знакомые им сказки, но на новый лад — мы обсуждаем эмоции персонажей, что они чувствуют в тот или иной момент. Например, в сказке «Зайкина избушка» я задаю детям следующие вопросы: «Заяц расстроился, что лиса его выгнала или обрадовался?», «Как вы думаете, заяц расстроился, что собака ему хочет помочь, или обрадовался?», «Не смог медведь выгнать лису, что чувствует заяц: печаль или радость?».
Также я стараюсь учить детей поддерживать взаимоотношения. Для этого я обращаю их внимание на плачущего ребёнка и мы все вместе пытаемся выяснить причину его горя, поддержать его, утешить, развеселить.
В долгосрочной перспективе эмоциональное воспитание играет значительную роль. Важно не сбрасывать его со счетов. Но при этом не стоит забывать и о своём эмоциональном интеллекте, поскольку дети учатся у взрослых наблюдая за ними, за их поведением, за их реакцией. Поэтому очень важно воспитателю развивать и свой эмоциональный интеллект, если его уровень невысок.