Екатерина Анникова
Эмоции и здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Многие специалисты только сейчас начинают понимать, как важно эмоционально развивать ребенка с самого раннего возраста. Основополагающие истины, заложенные в детстве, будут служить хорошей отправной точкой. Поэтому в наши дни развитию эмоций в дошкольном возрасте стало уделяться гораздо больше внимания. Причина уважительная: стремление скрыть от окружающих свой внутренний мир ведет к тому, что эмоции начинают «вылезать» в самых неподходящих местах или, что гораздо серьезнее, человек внезапно попадает в больницу. Эмоциональный разряд, несомненно, требует выхода, но прямой выход в виде непосредственного проявления эмоций тоже невозможен. Если бы каждая эмоция выплескивалась на окружающих, то была бы немыслима общественная жизнь. Поэтому эмоции нуждаются в переработке, и, хотя, существует много способов такой переработки, наиболее очевидный из них – это возможность логически, с помощью словесного аппарата проанализировать наши переживания. Осознавая наши чувства, мы в какой – то мере овладеваем ими, преобразуем их в форму, не оказывающую разрушительного воздействия ни на окружающих людей, ни наш собственный организм.
Публикация «Эмоции и здоровье дошкольника» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Основы овладения языком эмоций закладываются в раннем детстве, причем особенно важным здесь являются второй и четвертый годы жизни. Первые словесные выражения эмоций приурочиваются приблизительно к 1,5 годам, а около 2 лет ребенок уже может говорить о причинах своих переживаний: «Мне грустно, потому что…». Интересно, что ребенок, с которым родители хотя бы немного говорят о его внутреннем мире, умеет объяснять себе причину своих эмоций раньше, чем причину какого-либо нейтрального ощущения. Ребенку проще объяснить себе, почему он радуется или плачет, нежели почему он что-то знает или понимает.
Чем больше мы стараемся развивать эмоциональную речь ребенка, чем больше мы обращаем внимание на его способность анализировать свои чувства, тем в большей степени обогащается его внутренний мир, тем лучше он понимает эмоции других людей.
Рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций : мимики, жестов, поз, интонации. Нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.
Можно использовать известный литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.
Необходимо учить ребят анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.
Взрослый обогащает словарь детей словами - синонимами, обозначающими эмоции. Например, радостный: веселый, ликующий, довольный, жизнерадостный. Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.
Развитие представлений об эмоциях – это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. Для ознакомления детей с разновидностями эмоций можно использовать когнитивные схемы эмоций, в которых обобщенно концентрируются сведения о причинах эмоций, характерные признаки той или иной эмоции, следствия эмоциональных проявлений (Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин); можно использовать дидактическую игрушку Капитошка.
Развивая эмоции мы не только обогащаем чувства ребенка, но и укрепляем его здоровье.