Наталья Бабинцева
Элементарный туризм
▼ Скачать + Заказать документы
В России 2021 год объявлен годом детского туризма.
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. В настоящее время развитие образовательного детского туризма приобретает особую актуальность.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием родного края, своей страны, пробудить у детей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира.
Публикация «Элементарный туризм» размещена в разделах
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает весьма необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузка в нем хорошо дозируется и соотносится с физическими возможностями участников. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, упорство, дисциплинированность, настойчивость. В последние годы получил развитие семейный туризм. Семейные путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми. В детском саду применяются пешеходные походы к озеру, на поляну, в лес. Цель этих походов – оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умение разбираться в карте схемы маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родному краю, к родной земле, к родной природе.
Подготовка к туристическому походу начинается с того, что совместно с родителями, воспитателями, инструкторами по физической культуре разрабатываются маршруты похода, определяются места остановок, и необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. Маршрут похода должен быть интересным для дошкольников в познавательном отношении. Цель: способствовать укреплению здоровью малышей, улучшению физического развития. План и маршрут согласовывают с медицинским работником. В результате совместного обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. Длительность похода должна быть от 2-х до 4-х часов.
Вместе с детьми обсуждается план движения в походе по составленной карте. Поэтому необходимо :
- ознакомить детей с картой-схемой и с условными обозначениями на ней;
- научить детей находить обозначенный на карте предмет местности (от здания и участков до более мелких условных обозначений);
- научить дошкольников правильно ориентироваться по карте в зависимости от места расположения.
Накануне похода инструктор и воспитатель проводит с детьми беседу, в ходе которой очень важно донести детей, как необходимо вести себя во время похода, а именно:
-строго подчиняться воспитателю и инструктору;
- не рвать растения и ягоды;
-не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;
- всегда оставлять место отдыха чистым.
Кроме того, каждый взрослый должен строго выполнять инструкцию по охране жизни и здоровья детей:
- маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми;
- одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону;
- каждый взрослый и ребенок должен хорошо знать содержание и правила пользования аптечкой, чтобы при необходимости оказать первую помощь;
- при переходе улиц, дорог воспитатель, родители и дети должны соблюдать дорожного движения.
Каждый поход должен запомниться детям: сюрпризным моментом, или какой-либо неожиданной игрой, или интересной встречей (с гномом, лесной феей, лесовичком, ежиком, лисичкой, с Красной шапочкой и т. д.)
В работе ДОУ желательно использовать разные виды деятельности:
- прогулки;
- образовательный терренкур;
- экскурсии;
- походы;
- путешествия;
- туристические соревнования.
Образовательный терренкур- это прогулки по территории детского сада, которые содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности.
Прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды,, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.
Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:
- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
- наблюдение в природе,
- сбор природного материала;
- терренкур-терапия;
- выполнение имитационных движений;
- комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе туристических препятствий;
- выполнение дыхательной гимнастики;
- подвижные игры (на привале).
Чтобы разнообразить педагогическую деятельность, на поляне, в лесу, в сосновом массиве желательно проводить физкультурные праздники, соревнования, тематические развлечения, физкультурные досуги.
Главное отличие обычных прогулок и туристских прогулок от терренкур, заключается в целенаправленном познавательном развитии, в насыщенной двигательной активности детей, в развитии физических качеств. В походе повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного края, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (фотоальбомов, видеороликов, семейных фильмов, способствует укреплению внутрисемейных отношений.
В детском саду походы желательно проводить 2-3 раза в год. В них могут принимать участие дети средней, старшей и подготовительных групп. По окончании похода подводятся итоги. Цель: определение недостатков в подготовке и проведению походов для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках, в лепке, в поделках из природного материала. Вместе с родителями устроить фото выставки, фотоальбомы.
Итак, значение туризма для дошкольников :
- Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. «Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы».
- Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.
- Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.
Список литературы.
1. Завьялова. Т. П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “ Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, - 2003, - №8, с. 50-53
2. Казина О. Б. Физическая культура в детском саду. Ярославль. ООО Академия развития. 2011.- 320 с.