Анна Стецко
Консультация для педагогов «Элементарное музицирование в подготовительной группе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Но существуют единые принципы, на которых базируется педагогическая технология организации музыкально-творческой деятельности дошкольников.
1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-творческой деятельности. Этот принцип свидетельствует о том, что развитие детского музыкального творчества — процесс интересный и увлекательный прежде всего для самого ребенка, ведь создание чего-то нового — это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.
3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в данной деятельности.
4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, означающий свободу ребенка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по ее ходу и результатам,
обращение к индивидуальному опыту. В процессе взаимодействия ребенок самостоятельно выбирает средства интерпретации воспринятого музыкального образа и виды музыкально-художественной деятельности. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым или автономно выступает инициатором музыкально-творческой деятельности.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка.
6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка (в контексте проблем музыкального развития, со специалистами, работающими в детском саду.
7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества, означающий, что именно эта цель преследуется воспитателем в процессе организации детского восприятия и исполнительской деятельности. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию (декодированию) его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для развития детского музыкального творчества. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.
9. Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, означающий, что данный процесс имеет некий творческий продукт — относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности.
10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития детского музыкального творчества в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать, отображать и создавать музыкальные образы.
11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкально-творческой деятельности воспитанников.
Одной из технологий организации музыкально-творческой деятельности дошкольников является технология элементарного музицирования, предложенная Т. Э. Тютюнниковой.
Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой.
Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыка сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.
Т. Э. Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).
Данная технология основывается на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Работы таких известных авторов, как Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки. Особенно широко был рассмотрен данный подход в музыкальном воспитании и обучении детей немецким педагогом Карлом Орфом. Он собрал очень много практического материала для детского музицирования под названием «Шульверк». Педагог, кандидат искусствоведния Т. Э. Тютюнникова явилась транслятором многообразного педагогического опыта музыкального воспитания и обучения детей в России, накопленного человечеством.
Итак, цель технологии элементарного музицирования – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Основные задачи:
Творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, создание предпосылок к формированию творческого мышления.
Сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;
Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;
Установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;
Развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
Развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыржения.
Методологической основой технологии является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной музыкальной педагогики. В технологии нашли отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы эвритмии и ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.
Суть идеи К. Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак-Далькроза – осознание закономерностей музыки через импровизационное движение как основу ее понимания.
Музыкальная основа технологии: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох (преимущественно миниатюры, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.
Средства музыкально-творческого обучения: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.
Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.
Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т. д. Процессу варьиирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационное формы в законченные пьесы, в совершенствоване навыков ансамблевого музицирования.
Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.
Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов: металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.
Содержание технологии.
Вся работа по данной технологии условно представлена в виде двух ступеней:
1 ступень – младшая и старшая группы детского сада.
Общие задачи данной ступени: вовлечь детей в стихию музицирования с использование звучащих жестов, пения, импровизированного движения, пантомимы и инструментов. Заинтересовать их этой деятельностью. Пробуждать двигательные реакции на музыку как основы для ее эмоционального переживания. Развивать стабильное чувство равномерной метрической пульсации. Формировать элементарные навыки взаимодействия в группе. Импровизировать в доладовых и доритмических формах: «поиграй как хочешь на этом инструменте», «сыграй свою музыку».
Этот этап может быть назван «Музыка во мне». Его цель – активизация естественной потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности. Вся работа имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых песенок происходит на слух, а игра на инструментах – с рук.
Учебное музицирование.
Рим и тембр: ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты. Точно двигаться в четных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек (прохлопывание одновременно со скандированием). «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой. Творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов, самодельных инструментов.
Воспитание звуковысотного слуха и пение: изучить возможности голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование, пение. Уметь это показать практически и использовать в озвучивании стихов и сказок. Использовать фонематическую игру слогами для развития способности к ощущению колорита и красочности.
Различать кластерное пение и пение в унисон. Петь песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте, в контрастных регистрах). Петь детские потешки в различных вариантах пентатонических трихордов (мажорного и минорного наклонений). Повторять как «эхо», а затем импровизировать голосом.
Различать высокие и низкие звуки в контрастных регистрах и постепенный их переход из одного регистра в другой.
Аккомпонементы: сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Петь нетрудные детские песенки с аккомпонементом на тонике и тонической квинте, исполняемым детьми на ксилофонах.
Исполнение: исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне. Ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх-вниз). Петь песни с аккомпанементом 1-2-х ксилофонов и театрализовать их. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.