Надежда Дерябина
Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 2)
3. Содержание опытнической деятельности с детьми.
3.1. Тематика, особенности подбора содержания.
Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Публикация «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 2)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри. В среднем дошкольном возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, переносить усвоенное в новые условия, проявлять самостоятельную творческую активность. При этом формируется готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования и способов их получения.
При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
-Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
-Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
-Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (6, стр. 85-86)
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они известны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (4, стр. 44).
О. В. Дыбина предлагает занимательные опыты для детей с 3 лет, которые направлены на решение следующих задач:
-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы может идти по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (со средней группы). Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах; растения и животные как живые организмы: рост, потребности, питание, развитие, размножение многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.
2. Неживая природа (с младшей группы). Воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и т. д.
3. Человек (с младшей группы). Функционирование организма, рукотворный мир, созданный человеком.
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Например, тема «вода»: в младшей группе – «Узнаем какая вода», «Изготовление цветных льдинок» (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска); в средней группе – «Окрашивание воды» (чем больше окрашивающего вещества, тем интенсивнее цвет, запах, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, «Изготовление цветных льдинок» (теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, «Взаимодействие воды и снега»; в старшей группе – «Помощница вода», «Умная галка» (отчего повышается уровень воды, «Какие свойства?» (сравнение свойств воды, льда, снега, их взаимодействие); «Куда делась вода?» (испарение, «Откуда берется вода?» (процесс конденсации, «Водяная мельница» (сила воды); в подготовительной группе – «Замерзание жидкостей» (различия в процессах замерзания различных жидкостей, «Изменение объема жидкости» (при замерзании, «Вода двигает камни» (как замерзшая вода двигает камни, «Круговорот воды», «Фильтрование воды» (3, стр. 3,4)
При выборе содержания опытов, конечно, необходимо ориентироваться на программу, по которой работает дошкольное учреждение. Например, в программе «Детство» в соответствии, с которой строится воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОУ, выделен подраздел «Игра-экспериментирование с разными материалами». Там предлагаются темы для проведения игровых опытов в разных возрастных группах, со второй младшей до подготовительной.
Вторая младшая группа:
- Игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»).
- Игры с водой и мыльными пузырями («Веселые кораблики», «Нырки», «Бульбочки»).
- Игры с тенью. Игры с бумагой («Снежки», «Бумажный вихрь»).
Средняя группа:
- Игры с водой, снегом, льдом («Волшебная вода», «Цветные капельки», «Цветные льдинки», «Освобождение из плена» - размораживание, «Тонет – не тонет», «Снежные фигуры»).
- Игры с мыльной водой и пеной («Мыльные пузыри», «Подушка из пены»).
- Игры с зеркалом («Поймай солнышко», «Что отражается в зеркале»).
- Игры со светом («Театр теней», «Угадай чья тень»).
- Игры со стеклами («Мир меняет цвет» - рассматривание окружающего через цветные стекла, «Все увидим, все узнаем» - рассматривание через увеличительное стекло).
- Игры со звуками («Звонкие бутылочки» - какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком или по пустым; «Что шуршит, что гремит»).
Старший дошкольный возраст:
- Игры с водой, льдом, снегом («Очистим воду» - с помощью фильтров, «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль» - выращивание кристаллов соли, «Наливаем – выливаем», «Делаем фонтан» и т. д.).
- Игры со светом. Игры с магнитом («Испытание магнита», «Таинственные фигурки» и т. д.).
- Игры с увеличительными стеклами, микроскопом.
Кроме этого программа «Детство» предусматривает и знакомство с особенностями строения растений, животных, человека, их потребностями (в свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, месте обитания и т. д., путями приспособления к сезонным изменениям, средам обитания, формирование понятий о взаимосвязи, взаимодействии живых организмов в экосистемах с помощью различных методов и приемов, в том числе и экспериментирования (2).
Научные представления (полученные в процессе экспериментальной деятельности) отличаются от непосредственных эмпирических наблюдений прежде всего систематизацией причинных констатаций и использованием абстрактных понятий, позволяющих обобщить все частные причинные связи. Поэтому при ознакомлении с явлениями природы необходимо стремиться по возможности указывать на их качественные особенности, подчеркивать разнообразные связи одного явления с другим (связь на основе сосуществования временной и причинной зависимости, развитие явления во времени и пространстве). Чрезвычайно важно учить ребенка обобщать, видеть проявление единства в многообразии природы. Например, чтобы ознакомить ребенка с изменением агрегатного состояния вещества на примере плавления льда, необходимо не только акцентировать его внимание на самом факте таяния льда под влиянием солнечных лучей (ребенок заметит это и без воспитателя, но и подвести его к более глубокому рассмотрению этого явления. Следует показать, что лед и вода одни и те же вещества, но находятся они в различных состояниях в зависимости от условий. И при таком различии свойств вода и лед, вместе с тем, одно и то же вещество, которое в различные времена года обладает различными свойствами. Характеризуя влияние условий на состояние воды, нельзя не подчеркнуть существенные связи, так как часто дети выделяют все признаки воспринимаемых явлений, не дифференцируя их, считая одинаково важными.
Необходимо отметить следующее: знакомство дошкольников с явлениями природы должно коренным образом отличаться от обучения школьников. Прежде всего нужно ознакомить детей с теми фактами действительности, которые так или иначе станут их достоянием в процессе стихийного опыта. Задача в этом случае заключается в том, чтобы эти знания у них формировались правильными и по возможности объективными. Ознакомление дошкольников должно базироваться на живом интересе ребенка и выступать для него в виде таких занятий, которые были бы не менее увлекательны, чем игра. И, конечно же, введение ребенка в мир неживой природы должно происходить без каких бы то ни было теоретических обобщений, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в процессе ознакомления с явлениями природы лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Иными словами, материальные объекты, их свойства и отношения должны находиться в пределах поля зрения ребенка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью (18, стр. 39).
Эксперименты могут быть самыми разными, но главное – интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности. В свободном для детей доступе могут быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни. Остальные необходимо использовать с большой осторожностью и только непосредственно самим воспитателем после тщательного продумывания всех возможных нюансов, которые могут возникнуть во время проведения опыта. Объяснять правила проведения опытов нужно начиная с самого младшего возраста, тогда в будущем у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения (1, стр. 55).
3.2. Содержание предметно-развивающей среды для развития экспериментальной деятельности.
В уголке природы младших групп целесообразно выделить место для так называемой «зоны песка и воды». Это может быть стойка с двумя емкостями, которые обязательно должны иметь покрытие. Здесь же должны храниться различные формочки, стаканчики. Вылепливая из мокрого песка фигурки, или пересыпая сухой песок, осуществляя простые поисковые действия, дети будут иметь возможность узнавать его основные свойства, что необходимо рассматривать как важнейшие предпосылки для формирования элементарных познавательных умений.
В уголке природы средней группы целесообразно сохранить «зону песка и воды». Кроме этого необходимо оборудовать небольшую стоечку, где будут храниться различные пособия, инструменты, обеспечивающие детям успех их опытнической деятельности: чашечки, тряпочки, баночки и т. д. Помещают в уголок природы средней группы и почву, чтобы дети могли видеть разницу между почвой и песком. Не менее значимым моментом в организации элементарной исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет является организация целенаправленных, систематических, планомерных наблюдений в процессе несложных опытов с растениями (например, посадка лука). Однако, как важнейший атрибут именно исследовательской деятельности здесь будет ведение дневников наблюдений за ростом и развитием, за теми изменениями, которые происходят с растениями.
Исследовательской деятельности в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется особое внимание. На данном возрастном этапе ее организация направлена на формирование у детей системы представлений о природных явлениях, развитие логического мышления, устойчивой субъективной познавательной активности детей. Поэтому очень важно предоставить возможность детям для максимального удовлетворения своих разносторонних познавательных потребностей и интересов. В первую очередь, как оборудование для исследовательской деятельности необходимо представить различные предметы неживой природы: песок, глину, различные породы почв, а также оборудование для их исследования. Необходимо представить инструментарий для исследования свойств воды, лупы, детские микроскопы. Очень важно обращать внимание на фиксацию всех исследовательских действий детей в дневниках наблюдений за тем или иным опытом. В старшем возрасте дети уже самостоятельно ведут эти дневники, практически без активного включения в этот процесс педагога. В начале старшей группы целесообразно вести общий дневник, а в дальнейшем больший эффект будет достигнут в том случае, если у каждого ребенка будет свой дневник, в котором он сможет отражать не только результаты совместно проводимых опытов, но и свои собственные наблюдения.
Во многих детских садах создаются и экологические лаборатории, которые предназначены для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе, что обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В экологической лаборатории эффективно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы и материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями. Наряду с этим необходимо оборудовать полочку, где будут представлены модели-схемы проведения различных опытов в природе. Могут быть представлены и методические разработки, различные энциклопедии, книги (17, стр. 15, 20, 25, 31)
Таким образом, можно сделать вывод, что содержание опытнической деятельности детей может быть разнообразным, но при его отборе необходимо учитывать возраст, уровень развития, интересы детей, требования программы и, конечно, создавать развивающую, безопасную среду для организации экспериментов.
4. Методика проведения опытов.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно в теплое место, другое в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии (9, стр. 144).
Организуя экспериментальную деятельность с дошкольниками необходимо соблюдать требования, предъявляемые к проведению опытов (С. Н. Николаева, И. С. Фрейдкин, П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова):
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать, например, тепло травке под снегом или нет?
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный, например, одни посевы овса поливать, другие нет.
3. Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам (4, стр. 44).
6. Опыт всегда должен строиться на основе, имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
7. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (9, стр. 144)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые можно решить с помощью опытов. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении, т. е. незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей (9, стр. 185). Задачи могут быть выдвинуты и самими детьми или иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Так, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает: «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно? Почему он так сказал? Но ведь у Маши руки от снега заледенели! Так холодно под снегом или тепло?» Дети вовлекаются в проблемную ситуацию и удивляются: «Как же так, Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши от снега руки закоченели!» Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем: тепло под снегом или холодно?» Это будет следующим этапом: поиск пути решения проблемы. Способы, предложенные детьми, могут быть самыми невероятными. Из всех способов может быть выбран самый подходящий, причем его может предложить и воспитатель.
Надо, чтобы все условия опыта были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено (например, один ящик поставим на светлый подоконник, а другой - в темном месте). Устанавливается, что все одинаковое, разное – степень освещения.
Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным или длительным. Кратковременные наблюдения используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания. Длительные наблюдения могут быть использованы при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития, например, условия прорастания семян, роль света, воды, подкормки для роста растений. В этих случаях длительное наблюдение необходимо разбить на ряд кратковременных и последовательно провести их. В процессе длительного опыта нужно напомнить детям познавательную задачу, например, «Зачем мы эту луковицу поставили в шкаф?». Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовывают. Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. Детям предлагается сравнить два объекта, используя дневники наблюдений, если таковые велись. Например, в опыте по сказке «Мороз Иванович» воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух бутылках (одна стояла на лавочке «открытая всем ветрам», а другая была спрятана в сугроб). Дети убеждаются, что во второй бутылке вода теплее. «Чем же была защищена вода в бутылке от морозного ветра? Что мешало ему добраться до нее и заморозить?» - спрашивает воспитатель. И дети делают вывод: «Снег!» После этого воспитатель предлагает детям подумать, почему люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и кусты (4, стр. 44-46). К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты, чтобы каждый пришел к правильным выводам (9, стр. 187).
Таким образом, в организации и проведении опытов можно четко выделить четыре этапа:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск пути решения проблемы.
3. Проведение наблюдения.
4. Обсуждение итогов и формулировка вывода.
При наличии у детей некоторого опыта, сформированного через наглядно-действенные методы, воспитатель может использовать для проверки предположения или для решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных природных явлений при помощи рассуждений. Но он должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло, чтобы помочь детям не только выявить общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления (4, стр. 44-46).
Во время опыта воспитатель может поддерживать интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений (9, стр. 145).
Элементарные опыты могут включаться в самую разнообразную детскую деятельность: игру, труд, прогулку и т. п. Например, в играх с водой выяснить, какие предметы тонут, а какие нет; из чего прочнее запруды – из песка, глины, камней. В уголке природы можно проводить опыты с семенами, растениями, животными. Например, поздней осенью, когда заметно похолодало и идет снег, выкопать с клумбы кустики астр и, посадив их в цветочный горшок, внести в группу. Позже сравнить их с теми, что остались на клумбе, сделать вывод об условиях роста растений. Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом осознание природы детьми не будет происходить путем сообщения им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра (4,стр. 46).
Вывод: В методике проведения опытов можно выделить несколько этапов: постановка проблемы; поиск пути решения проблемы, проведение наблюдения, обсуждение итогов и формулировка вывода. Осуществляя руководство опытнической деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой познавательной задачи. В процессе обучения опытническая деятельность дошкольников совершенствуется и они могут уже самостоятельно ставить и решать познавательные задачи с помощью опытов в процессе различных видов деятельности.
Список литературы.
1. Данюкова А. И., Выборнова В. Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10. – С. 51-58
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович – СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 244 с.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
4. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду» // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7. – С. 43-48.
5. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения// Управление ДОУ. – 2004. - №4. – С. 84-92.
6. Левашова И. И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7 – С. 85-86
7. Маневцова Л. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1973. - №4. – С. 38-41.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО Издательство Детство – Пресс, 2010. – 128 с
9. Мир природы и ребенок/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : «Детство – пресс», 2000. – 319 с.
10. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 1996. - №4.
11. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - №1.
12. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 1995 г.
13. Поддьяков Н. Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение,1988. – 192 с. Фрейдкин И. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы // Дошкольное воспитание. – 1970. - №9. – С. 31-33.
14. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 3-12.
15. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 21-31.
16. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С. 10-20.
17. Серебрякова Т. А., Тиманкина С. В. Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения. – Н. Новгород, 2006. – 86 с.
18. Фрейдкин И. Как знакомить детей с явлениями неживой природы // Дошкольное
воспитание. – 1976. - №7. – С. 37-42.