Наталья Кучина
Конспект занятия с использованием электронного приложения «У кормушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «У кормушки»
МКДОУ детский сад №1 «Сказка» города Приволжска
Декабрь 2014 год.
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Кучина Наталья Львовна
Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.
Программное содержание:
• познакомить детей с зимующими птицами;
• заложить основы экологического воспитания;
• активизировать наблюдательность;;
• дать представления о частях тела птицы;
Публикация «Конспект занятия с использованием электронного приложения „У кормушки“» размещена в разделах
• расширять словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имен прилагательных (тыквенные, подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточняем значение глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует);
• активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой – маленький, крупный – мелкий, длинный – короткий, белый – черный);
• учить образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик – чирик – чирикает, кар – кар – каркает, тр –тр – трещит); и сложные слова (птица с красной грудкой – красногрудая, птичка с коротким хвостом – короткохвостая);
• учить описывать птиц и отвечать на вопросы полным ответом;
• уточнять значение предлогов (на, под и над, около, рядом); на материале звукоподражания закрепляем звуки [ц], [ч];
• развивать слуховое и зрительное внимание – отгадывать загадки – рифмовки;
• совершенствовать общую и мелкую моторику – выполнять движения по команде, быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию пальчиковые игры;
• развивать чувствительность пальцев рук – отличать качества предмета на ощупь;
• развивать счетные навыки
• развивать мышление – сравнивать;
Методы и приемы:
показ;
рассказ;
объяснение;
пояснение;
художественное слово;
проблемные вопросы;
дидактические игры и упражнения
Материалы и оборудование: фигурки из картона «Зимующие птицы» : ворона, воробей, голубь, сорока, синица и снегирь (к фигурке привязана нитка); пособие «Кормушка» с прорезями для фигурок птиц; четыре одинаковы мешочка из ткани (в 1-ом мешочке – подсолнечные семечки, во 2 –ом – тыквенные, в 3 –ем – рисовая крупа, в 4-ом – пшено); поднос; рисунки воробьиных, голубиных и вороньих следов; картинки с изображением птиц: сороки, вороны, воробья, синички, снегиря; электронное приложение.
Предварительная работа. Детям были показаны картинки с изображением птиц: ворона, сорока, воробей и голубь. Уточнялось название каждой птицы.
Обращалось внимание на то, что у птицы есть туловище, крылья, клюв, лапы и хвост, а тело покрыто перьями.
Вместе с детьми сравнивали птиц, находили отличие одной птицы от другой. (Размером, окраской, длиной хвоста и клюва, а также голосом). Вспоминали, какой голос у каждой из этих птиц.
Была проведена беседа о том, что все эти птицы зимующие – они не улетают о нас в теплые края, а проводят всю зиму вблизи жилья человека.
Дети слушали рассказ, как люди стараются заботиться о своих пернатых соседях: делают специально кормушки, подкармливают птиц крупой и семечками, а для синичек кладут специально несоленое сало.
Дети познакомились с птицей, которая прилетает к нам только на зиму – называются они снегирями. Свое имя снегири получили за то, что прилетают к нам вместе с первым снегом.
Родителям было дано задание – вместе с детьми изготовить кормушку.
Во время прогулки кормушки повесили на деревья. Каждый день на прогулке насыпаем корм для птиц, детям напоминается, что если есть в кормушке корм, птичка не замерзнет, какой бы мороз не был.
Наблюдаем за птичками из окна детского сада.
Организационный момент.
Воспитатель рассказывает, что утром мимо сада пролетала птичка и оставила детям конверт. Предлагает детям посмотреть, что там. Там письмо. Читает. «Помогите! Что нам делать? Мы не улетаем в жаркие страны, не прячемся под мох, не впадаем в спячку. Нам каждый день надо есть. А еда вся под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени стучим к вам в окна носами. Слушали летом и весной наши песни? Долг платежом красен. Теперь и ваш черед»
- А какие птицы просят нас о помощи?
Ответ детей – зимующие.
-А каких зимующих птиц вы знаете?
Называют птиц (воробей, синица, голубь, сорока, ворона, снегирь).
- Почему эти птицы называются зимующие?
Дети объясняют, что эти птицы остаются зимовать в городе.
Детям предложено сесть на свое место, изображая при этом птичку.
Дети изображают птичек и летят на свои места.
Уточнить у ребенка, какую птичку он изображал.
Упражнение «Сравни птиц в паре».
Воспитатель показывает картинки с изображением названных птиц и просит детей сказать, чем они отличаются. Дети сравнивают: по величине (большой – маленький, по оперению, по отличительным признакам.
Слайд №1, 2, 3
- А как мы можем помочь птицам зимой.
Ответы детей: «Кормить птиц кормом».
- Что смастерили ваши папы, а мы повесили на дереве около детского сада?
(кормушки)
- Какой корм кладут в кормушку для птичек
Ответы детей: «Семечки, хлеб».
- Сейчас я вам покажу разные виды корма для птиц : семена и зерна разных растений. Слушают рассказ воспитателя и сравнивают корм для птиц.
На столе мешочки с семенами – тыквенные и подсолнечные.
Рассмотреть и сравнить – у подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы – крупные и белые. Дать потрогать завязанные мешочки.
Предложить вниманию еще два мешочка, в одном насыпано пшено, а в другом рис (это пшенная и рисовая крупа). Рассмотреть и описать: зернышки у пшена – мелкие и желтые, а у риса – крупные и белые. Дать пощупать завязанные мешочки.
Упражнение «Угадай и опиши корм».
Мешочки положить на поднос и дать детям задание определить на ощупь, где какой корм находится. Попросить описать корм, какого он размера и цвета.
- Посмотрите, какой еще корм любят птицы? (Сало, ягоды, семена деревьев).
Слайды №4, 5, 6
Мы с вами всегда должны помнить, что только мы спасем птичек от голода зимой, какой бы мороз не был, птичка не замерзнет, если будет сыта.
Предъявить детям пособие «Кормушка» и попросить их «насыпать» в нее корм для птичек. Спросить, какие именно семечки или зернышки он «насыпает» в кормушку. А какой корм можно еще прикрепить к кормушке?
Ответы детей – сало, ягоды рябины.
Пальчиковое упражнение «Птичка» и сказать, что к кормушке слетаются птички.
Отгадываем загадки, какие зимующие птицы, летят в зимнюю столовую.
В серой шубке перьевой, и в морозы он герой.
Назови его скорей! Кто там скачет?. (воробей)
Сама вся сероватая, походка мешковатая,
Важная персона, зовут ее… (ворона)
Черная шапочка и полоска шарфика.
У желтогрудой птички по имени… (синичка)
Эти птицы рядом с нами – мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод не покинет город (голубь)
Эта птица так болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут ее (сорока)
Выпал снег, метут метели, а к нам гости прилетели.
На рябину посмотри, там расселись… (снегири)
Вставлять птиц в кормушку, по мере отгадывания. Поднести фигурку снегиря на ниточке, и попросить, чтобы дети подули на птичку. Затем подвесить к кормушке.
Упражнение «Опиши – мы угадаем»
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением птицы и просит описать изображение, не показывая другим детям.
Упражнение «Какой? Какая?»
Воспитатель просит закончить предложение.
У снегиря грудка красная – его называют (красногрудым).
У сороки белые бока – ее называют (белобокой).
У сороки длинный хвост – ее называют длиннохвостой.
У синички желтая грудка – ее называют желтогрудой.
У вороты грудка серая – ее называют серогрудой.
У воробья хвост короткий – его называют короткохвостым.
У голубя крылья сизые – его называют сизокрылым.
Показать птиц по мере называния.
Слайд №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Упражнение «Кто как кричит?»
Воспитатель изображает голоса отдельных птиц: ворона кричит: «Кар – кар», воробей чирикает: «Чик – чирик»; синица и снегирь свистят: «Цинь – цинь»; голубь воркует: «Ур –ур»; сорока стрекочет: «тр – тр», просит изобразить голоса различных птиц.
Показывает стайку птичек, которые слетелись на голоса птиц.
Слайд №13
Просит детей тоже полетать.
Физкульминутка.
«Стайка полетай –ка!»
• «Стайка полетай – ка!» Дети «летают»
• «Стайка приседай – ка!» Дети присели
• «Стайка ягоды клюют!» Стучат указательным пальцем по полу.
• «Стайка полетай – ка!
• Склевали всю рябину «Стайка, стайка отдыхай – ка!»
Спросить детей, какие птицы сидят на кормушке (какой корм они клюют, какая птичка клюет сало над кормушкой, а кто устроился под кормушкой, что он клюет.
Сколько птиц обедает в кормушке (4, а сколько птиц рядом с кормушкой? А сколько всего птиц прилетело к нам пообедать?
Птицы все летят и летят. Всем им не поместиться в нашей кормушке, вот уже кто – то скачет по снегу около кормушки? Слайд №14
Скачет, скачет воробей, просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью – я вам песенку спою».
Пальчиковая гимнастика – средний и указательный пальцы «скачут» по столу, изображая воробья.
Показать воробьиные следы – маленькие, потому что маленькая птичка и лапки маленькие.
А вот ходит голубь по дорожке – у него замерзли ножки. Слайд №15
Средний и указательный пальцы «идут» по столу мелкими шажками. Голубь больше воробья и следы у него побольше.
Сравнить голубиные и воробьиные следы. Чем еще отличаются? (голубь идет, а не скачет, следы расположены не рядом, а поочередно. Один за другим)
А рядом ворона шагает, лапой снег загребает. Слайд №16
Средний и указательный пальцы «идут» вперевалочку, не спеша.
Сравнение голубиных и вороньих следов. Чем отличаются? (Величиной- у вороны больше).
А как передвигаются сорока, синица и снегирь? Так же как и воробей скачут на двух лапках.
Игра «Отгадай чьи это следы?» Слайд №17
Попросить детей найти на картинке: где проскакал воробей, где прошла ворона, а где голубь? Дети на карточках определяют, где какие следы.
- Вот сколько много птиц прилетело в нашу зимнюю столовую. Но какая – то птичка оказалась лишняя.
Упражнение «Найди лишнюю птицу».
Воспитатель показывает картинку и просит найти лишнюю птицу.
Слайд №18
Дети находят и называют лишнюю птицу. (Грач, он не зимует, а улетает в теплые края).
- Посмотрите на кормушку. Сколько птичек. Слайд №19
Ответы детей: «Много».
- А как назвать такое количество птиц одним словом?
Ответы детей: «Стайка».
Обобщающая беседа по вопросам.
-Что мы можем ответить птичке?
- Как надо заботиться о птицах?
- Почему надо заботиться о птицах?