Татьяна Березнева
Экспериментируем играя «Исследуем продукты питания»
Цель: Показать важность правильного питания детей, для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить знания детей о продуктах питания и их значения для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание»;
-учить делать умозаключения, строить гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи;
-продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие:
Публикация «Экспериментируем играя „Исследуем продукты питания“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Продукты питания
- Темочки
-знакомить детей с новыми способами обследования органов чувств, обогащая сенсорный опыт;
-развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные :
-воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
-приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;
Возраст воспитанников : старший дошкольный (5-6лет)
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика (рассматривание языка, просмотр мультфильмов, чтение книг: «Занимательная анатомия». Беседы про витамины и их пользы; рассматривание картинок с продуктами; чтение пословиц о здоровье, рассказов о еде; повторение правил приёма пищи; опрос на тему: «Что я люблю больше всего», «Что мне совсем не нравится, и почему?»интерактивные игры для детей.
Материалы и оборудование: аудиозапись, набор разнообразных продуктов питания (чипсы, сухарики, Кока-кола, сок, жевательный мармелад, конфеты «skittles», вода с разными вкусами (используя лимон, горчицу, сахар, соль, салфетки, тарелки, зеркала, емкость с водой, одноразовая посуда,, листы бумаги, фартуки, шапочки.
Ожидаемый результат: Умение устанавливать причинно - следственные связи: «Правильное питание – залог здоровья».
Ход занятия:
Воспитатель : Уважаемые ребята, 8 февраля наша страна отмечает праздник, который называется День Российской науки.
Что такое наука? Кого называют учёными?
Воспитатель : Предлагаю послушать аудиописьмо.
Звукозапись.
«Здравствуйте ребята, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Мне интересно, как вы можете чувствовать вкусы? Почему многие продукты вы часто употребляете в пищу, а некоторые редко?»
Воспитатель : Ребята поможем роботу? Расскажем и покажем как разные продукты влияют на наш организм.
Воспитатель : У нашего тела есть много помощников, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (картинки с изображением органов чувств (ответы детей).
Воспитатель : Чтобы ответить на все вопросы нашего гостя, я предлагаю отправиться в лабораторию и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки, халаты).
Воспитатель : Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного повед ения при проведении опытов. (показывает мнемотаблицу с правилами).
Правила:
1. Приступай к опыту только после того, как наденешь спецодежду, и разрешит воспитатель;
2. Не кричать;
3. Думать;
4. Руками без разрешения ничего не трогать;
5. Соблюдать осторожность при проведении опытов;
6. Внимательно слушать и смотреть;
Приступаем к исследованиям и опытам.
Здоровье человека зависит от пищи. Что бы быть здоровым, энергичным, надо правильно питаться. Какой орган отвечает за определение вкуса?
А какая зона языка отвечает за вкус? Давайте рассмотрим.
Эксперимент №1 «Орган вкуса»
В стаканах стоит вода (солёная, кислая, сладкая, горькая)
- Как определить вкус пищи: сладкая, горькая, кислая, соленая? (надо попробовать). Дети берут маленькие ложечки и пробуют на вкус.
Вывод: Нам удалось определить вкус с помощью ощущения язычка. Благодаря тому, что язык имеет вкусовые рецепторы, мы отличаем различные вкусы. (Дети берут в руки зеркала)
Посмотрите, определенная часть языка отвечает за определенный вкус.
Вкусовые сосочки помогают определять вкус пищи. Когда на язык попадает еда или твердые предметы, вкусовые рецепторы раздражаются, они посылают нервные импульсы в мозг, мозг обрабатывает информацию и человек чувствует вкус. Какой вкус может определить язык? (Сладкий, соленый, кислый, горький). Корень языка чувствует горький вкус, глубокие края - кислый, передние края языка реагируют на соленый вкус, а сладкий вкус определяют вкусовые сосочки на кончике языка. Поэтому не стоит глубоко запихивать конфеты или набивать ими полный рот: удовольствия от этого больше не станет.
-Вкус многих продуктов нам очень нравится. Что вы любите есть больше всего?
-Подойдите к корзине с продуктами :
А знаете ли вы, что многие из ваших любимых продуктов не стоит употреблять в еду часто. А почему, хотите узнать?.
Эксперимент №2 «Масло в чипсах и сухариках» .
-Прошу разделиться вас на две команды. Одна проводит опыты с чипсами, другая с сухариками.
-Попрошу вас положить большой чипс на бумагу и согнуть его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов в пустую посуду и посмотрите бумагу на свет. Что вы заметили?
Другая команда делает тоже, но с сухариками.
Выводы: посмотрите как много в этих продуктах масла, которые плохо влияют на наш желудок. Причины, почему чипсы и сухарики вредные:
-Высокое содержание жира
-Пищевые добавки
-Высокое содержание соли.
-Сырье для производства. Многие думают, что чипсы получают из тонко-нарезанного картофеля, однако так делают только редкие производители
А теперь поговорим о сладостях. Какие у нас сладости? Назовите их?
Эксперимент №3 «Красители в сладостях»
Одна команда проводит опыт с жевательным мармеладом (мармелад «Ми-ми-мишки, другая с конфетами («Skittles»).
-Полейте конфеты теплой водой. Что произошло? (Вода окрасилась)
-А мармелад, как прореагировал? (Остался прежним)
Вывод: Какие конфеты мы можем есть часто? А какие как можно реже?
Употребление в пищу пищевых красителей может вызывать аллергию.
-А теперь перейдем к напиткам. Вы любите запивать конфеты жидкостями. Давайте посмотрим, что же произойдет.
Я приглашаю вас перейти к следующему опыту. Разбейтесь на группы по 4 человека и займите свои места.
-На столе у вас находятся наиболее распространенные напитки для детей (сок и газированный напиток – «Кока-кола»)
Эксперимент № 4 «Вредные и полезные соседи»
- Возьмите обычные конфеты «Ментос», погрузите в стакан с напитками. Ой, что произошло?
(«Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны, сок – не брызнул и окрасился)
Вывод: да, с некоторыми продуктами напитки не совместимы и получается реакция, похожая на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
-Мы побывали в лаборатории. Что нового вы узнали?
-Ребята, мы с вами убедились и должны помнить не все то полезно, что вкусно.
-Экспериментальная работа закончилась. Давайте переоденемся.
-Сейчас я предлагаю вам стать покупателями (у магнитной доски).
-Ребята представьте, что вы оказались в магазине одни, без взрослых. Попробуйте выбрать те продукты, которые полезны для нашего организма. Их мы сложим в продуктовую корзину. И те, которые следует есть, как можно реже. Эти продукты мы отправим в мусорное ведро. (Дети выбирают, объясняют свой выбор)
-Молодцы! Справились с заданием.
Итак: послушайте что скажет нам робот.
аудиофрагмент
Робот говорит:
- Огромное спасибо вам, ребята. Без вашей помощи я бы не узнал, как люди чувствует вкусы продуктов, какие продукты едят часто, а какие редко употребляют в пищу. Вы мне очень помогли разобраться! До новых встреч!
-Да. Все верно. А для детского организма самыми полезными являются овощи и фрукты. Не забывайте об этом. Употребляйте их каждый день: на завтрак, обед, ужин. Будете крепкими и здоровыми!