Креккер Галина
Экспериментирование в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1. Опыт «Уличные тени»
Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.
2. Исследовательская деятельность «Почему не тонут корабли?»
Публикация «Экспериментирование в подготовительной группе» размещена в разделах
Цель: определить свойства предметов.
В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут.
Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
3. Исследовательская деятельность «Летающие семена»
Цель: познакомить с ролью ветра в жизни растения на примере семян, которые он разносит.
Ход опыта. Взять по одному летающему и нелетающему семени (например, фасолину и семя клена). Предложить поднять руки как можно выше и одновременно отпустить оба семени из рук. Чем с большей высоты отпускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.
4. Опыт «Пар-это тоже вода».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Ход опыта. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды.
Вывод. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
Рассмотреть паучка через лупу, как он выпускает нить, подбегает к месту ее прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.
Октябрь
1. Исследовательская деятельность
-Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз.
-Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.
Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.
2. Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
3. Исследовательская деятельность
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
4. Исследовательская деятельность
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Сделать вывод, что каждый камень имеет свой неповторимый узор.
5. Исследовательская деятельность. Следуя тем правилам, которые вспомнили и повторили, найти и сорвать несколько листочков подорожника, с тем, чтобы вернувшись в группу, вылечить пораненный пальчик кукле.
Ноябрь
1. Исследовательская деятельность:
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
- Что мы увидели? (еле заметные почки0
- Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья)
2. Исследовательская деятельность
Взять в руки снег, рассмотреть его, описать, какой он (белый, пушистый, холодный).
Выяснить, можно ли из него что-либо слепить.
Подвести к выводу, что лепить можно не из любого снега.
3. Исследовательская деятельность
Оставить плотно закрытую стеклянную банку с водой на морозе и посмотреть в конце прогулки, что изменилось (предварительно сделать метку уровня воды в банке до замерзания).
Замороженная вода – лед – занимает больше места, чем вода жидкая.
6) Где можно еще увидеть лед на улице? (на дороге, на лужах, с крыш свисают сосульки).
7) Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение?
Осторожная лисица подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
4. Исследовательская деятельность
Лед – замерзшая твердая вода.
- Отогреть льдинку в ладошке, она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. - -- - - Определить признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость
- Погладить поверхность для определения гладкости.
- Ударить для обнаружения прочности и хрупкости.
5. Исследовательская деятельность
Цели: - доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;
- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.
Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях.
Предложить детям, закрыв глаза, почувствовать запахи (от корки апельсина, чеснока, ароматизированных салфеток, распространяющиеся вокруг.
В ы во д: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Декабрь
1. 4.. Исследовательская деятельность
Поймать на ладошку снежинку и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает и где снег еще не растаял.
2. Исследовательская деятельность «Вода и снег»
Цель: - опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода имеет различные состояния.
Внести в группу снег и лед и выяснить, что быстрее растает. В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
В ы в о д: Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
3. Исследовательская деятельность «Защитные свойства снега»
Цель: - познакомит детей с защитными свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от промерзания.
В ы в о д: Чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
4. Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега в разных частях огорода.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
5. Опыт «Таяние и замерзание воды».
Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать; анализировать; обобщать; устанавливать причинно-следственные зависимости.
Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед-кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод. Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.
Январь
1. Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их между собой, предположить, чьи это могут быть следы.
Ответить, чем отличаются следы птиц от следов зверей.
2. Исследовательская деятельность
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
3. Исследовательская деятельность
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
*Провести наблюдение – утром, в полдень, вечером.
*Сделать замеры.
*Подвести к выводу о том, что в полдень солнце стоит прямо над головой, поэтому тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.
4. Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Февраль
1. Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега на открытых и защищенных участках детского сада. Ответить, где больше снега и почему?
2. Исследовательская деятельность
Найти облака, похожие на лошадки.
Сравнить перистые облака и кучевые.
3. Исследовательская деятельность
Поискать на участке детского сада следы птиц.
4. Исследовательская деятельность
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
5. Исследовательская деятельность
«Лед – твердая вода»
Цель: познакомить со свойствами воды.
Принести сосульки в помещение (одну большую и две маленькие, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы дети могли наблюдать за сосульками. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Проследить, какая сосулька растает быстрее и почему. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине сосульки растают через разные промежутки времени.
В ы в о д: Лед – это замерзшая вода.
Март
1. Опыт «Прозрачность льда».
Цель: при наблюдении выявлять свойство льда.
Материал: Прозрачная емкость, пуговицы, мелкие предметы.
Ход опыта. Предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается.
Закрепить представление о том, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть. Через лед видны замерзшие предметы.
Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
2. ОПЫТ «Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
3. Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега на солнце и в тени.
4. Вода — растворитель. Очищение воды
Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
5. Исследовательская деятельность
Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.
Апрель
1. Исследовательская деятельность
Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.
2. Исследовательская деятельность
Сравнить сухие и влажные комочки торфа.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?
3. Исследовательская деятельность
Наблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).
4. Опыт «Водопроницаемость песка и глины».
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Материал: глина, песок, вода
Ход опыта: Аккуратно налить воду в лунку с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) Попробовать посадить палочку в песок. В какой песок она легче входит, в мокрый или в сухой? Затем налить воду на землю. Как впитается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды останется наверху, на глине.) Посадить палочку в глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Напомнить детям, что когда человек сажает дерево, он это делает в политую землю.
Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
5. Опыт «Радуга».
Цель: познакомить с таким явлением, как радуга.
Материал: таз с водой, зеркало
Ход опыта: Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они когда-нибудь радугу после дождя? Он ставит зеркало в воду под небольшим углом, ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей его на составляющие. В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «ра-дуга». Что такое «дуга»? Какая она? С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Май
1. Опыт «След насекомых»
Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (положить после опыта их на место, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляет на песке жук и муравей.
2. Исследовательская деятельность
Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?
3. Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее название.
Найти тропу муравья.
4. Исследовательская деятельность
Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.