Яна Нецветаева
Экспериментирование с крупой и злаковыми
Цель: Расширить представление детей о различных видах круп в процессе совместной деятельности.
закрепление полученных знаний в процессе проектной деятельности со свойствами круп через детское экспериментирование.
Задачи:
• познакомить-детей со свойствами круп;
• развивать познавательный интерес
к экспериментированию, умение делать выводы, умозаключения;
• развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие;
• развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь);
Публикация «Экспериментирование с крупой и злаковыми» размещена в разделах
Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, умение излагать результаты исследования.
• обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование:
1. Тарелочки с различными видами круп (гречка, манка, пшено, горох, рис геркулес, фасоль);
2. Миски 7 шт., сито, лупа;
3. вода, бутылка, краски;
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас в группе, что-то изменилось кто заметил? Что-то новое появилось.
Дети: «Да, домик».
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, как можно открыть домик? и посмотреть, что же в нем лежит».
Дети: достают из домика мешочки, нюхают, трогают, исследуют.
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, что находиться внутри этих мешочков?».
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Молодцы, среди ваших ответов прозвучали правильные ответы, но для того, что бы мы с вами точно узнали, что лежит в мешочках, я загадаю вам загадки.
Что же находится в нашем мешочке? (Загадки)
Интересное зерно —
Треугольное оно,
Немного необычный
Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она.
(Гречка.)
На жарком солнышке подсох.
И рвётся из стручков.
(Горох.)
Золотистое зерно называется
(Пшено)
Есть нота «Фа»
Есть нота «Соль»
А есть растение…
(Фасоль)
Дети отгадывают загадки. Убедимся, что отгадали правильно.
Открываем мешочки и смотрим, что там.
Воспитатель: «Молодцы, вы все отгадали правильно».
Пройдемте к столу, и посмотрим на тарелочки, на них лежат различные крупы. Расскажите, как они называются».
Дети: «горох, манка, гречка, рис, пшено, фасоль, кукуруза, овсяные хлопья».
Воспитатель: «Давайте расставим тарелочки с крупами, рядом с картинками на которых изображены наши крупы. Ребята, а кто знает, что можно приготовить из этих круп?»
Дети: «Кашу, суп».
Воспитатель: «Какую кашу варят из пшена?»
Дети: полным ответом «из пшена варят, пшенную кашу»
Воспитатель: «А из гречки?»
Дети: «Гречневую».
Воспитатель: «Из риса?»
Дети: «Рисовую».
Воспитатель: «А вы едите кашу?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «Тот, кто ест кашу вырастает сильным, здоровым, большим, потому что в ней витамины, необходимые для роста.
Воспитатель: Рис, пшеница, гречка, манка, одним словом?
Дети: «Крупа»
Воспитатель: Правильно! Молодцы. Дети, а вы знаете, что такое крупа?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, дети крупа – это пищевой продукт, состоящий из цельных или дробленых зерен различных культур.
Крупа вырабатывается преимущественно из крупяных (греча, рис, кукуруза) прочих зерновых (ячмень, овес, пшеница) и бобовых (Горох, чечевица, фасоль) К крупе так же относятся и хлопья, овсяные, кукурузные.
Процесс выработки крупы заключается в удалении из зерна примесей, снятии твердых верхних оболочек. Крупы очень богаты углеводами и витаминами, они очень полезны.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где перерабатывают крупы?
Дети: На заводе, На производстве.
Воспитатель: А сейчас, мы с вами отправимся на наше маленькое производство, где будем проводить эксперименты с крупами.
Ребята проходят к столам, где стоят стаканы с крупами.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведем первый эксперимент, но результат мы увидим в конце нашего занятия.
1) два стакана в одном греча, в другом овсяные хлопья, заливаем кипятком и закрываем крышкой, отставляем в сторону.
2) Перед детьми на столах стоят стаканы один пустой в другом крупа у каждого ребенка разная крупа.
Воспитатель: Ребята возьмите стакан с крупой и попробуйте переместить крупу в пустой стакан, можете это проделать несколько раз. Что вы заметили? Какими свойствами обладает крупа?
Правильно мы с вами узнали, что крупа сыпучая, а если мы нечаянно опрокинем стакан, что произойдет?
Ответы детей:
3. Дети, давайте проведем еще один эксперимент, возьмите ложечки и попробуйте, взять на ложечку вашу крупу, и пересыпьте ложечкой крупу в пустой стакан, теперь поменяйтесь с товарищем и попробуйте пересыпать его крупу. Что вы заметил? Какую крупу легче набрать в ложку манную или фасоль? Почему? Какой крупы больше поместилось на ложечку? Какой вывод мы можем сделать?
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а кто у нас из зверьков любит зерно?
Дети: Хомячок
Воспитатель: Правильно! Пройдемте, сделаем зарядку хомки.
Физ. минутка: Хомка – Хомка – Хомячок.
Хомка, хомка хомячок, полосатенький бочок (Показываем полоски на животе)
Хомка раненько встает (Подтягиваемся на носочках)
Щечки моет, шейку трет. (умываемся)
Подметает хомка хатку (наклоняемся подметаем)
И выходит на зарядку раз-два – три-четыре-пять хомка хочет сильным стать (показываем силу в руках)
Воспитатель: Мы с вами размялись, пора продолжить наши эксперименты.
4. перед детьми стоят стаканы с водой и крупы.
Воспитатель: Ребята возьмите ложечки и насыпьте крупу в стакан с водой. Что вы заметили? А теперь попробуйте помешать. После того как мы помешали нашу крупу она исчезла?
Воспитатель: какой вывод можем сделать? Что крупа тяжелее воды она тонет, и не растворяется в воде. Но как вы обратили внимание, что овсяные хлопья не утонули, что это означает?
Воспитатель: «Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием. А сейчас мы с вами научим поиграем с «пальчиками».
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
«Горох»
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
(подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки)
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
(пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки)
Дайте мне горошинку!
(складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку)
Я такой хорошенький!
(обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове)
Воспитатель: А сейчас ребята нам предстоит провести еще один опыт:
5. Перед вами стоят тарелочки с манной крупой и фасолью и краской, возьмите краску и перелейте в тарелочку с крупой перемешайте, что у вас получилось? А теперь попробуйте покрасить фасоль. Что у вас получилось? Как вы думаете, почему у вас не получилось покрасить фасоль?
Я вам предлагаю по очереди взять лупу и посмотреть на манную крупу и фасоль. Манная крупа пористая и мелкая, а фасоль гладкая и без пор, наведите лупу на свою руку и посмотрите, на нашей коже тоже есть поры.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте вернемся к нашим крупам, которые мы залили водой в начале нашего экспериментирования. Посмотрите, что произошло с гречкой и хлопьями?
Да они пористые и они разбухли, впитали в себя влагу и увеличились в размере.
Как вы думаете, ребята, а если бы я залила крупы не горячей водой, а холодной они бы тоже увеличились в размере или нет?
Да они бы тоже увеличились, но этот процесс занял бы больше времени.
Воспитатель: На этом наше экспериментирование еще не закончилось, мы с вами сейчас за декорируем бутылку, которая будет украшать наш с вами уголок экспериментирования.
Подходите к столу вытягивайте номерок за каждым номером закреплен стаканчик с крупой.
Дети находят стакан в соответствии с своим номером на карточке и пересыпают в бутылку.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какая красивая бутылка у нас получилась.
Воспитатель: А еще из крупы можно сделать музыкальный инструмент пройдите к столам возьмите и потрясите наши инструменты, слышите, как по-разному они звучать.
На этом наше занятие подходит к концу, скажите ребята, что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы хорошо потрудились и вам положена награда! Это батончики и приготовлены они из злаков т. е из крупы и они очень полезные! Таким образом, мы с вами узнали, что не только кашу можно приготовить из злаков!