Лучший педагог года

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста «Воздух где-то рядом»

Зайцева Анастасия Алексеевна
Экспериментирование с детьми дошкольного возраста «Воздух где-то рядом»

Цели:

1. Выяснить, в каких случаях мы можем увидеть, услышать и почувствовать воздух

2. Выяснить, с какими явлениями в природе связан воздух.

Задачи:

1. Изучить и прокомментировать литературу по теме «Воздух».

2. Составить список интересующих вопросов по данной теме.

3. При помощи опытов исследовать наличие опытов в окружающей среде.

4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

В нашей работе мы использовали такие методы, как наблюдение эксперимент, опыт. Анализировали, сопоставляли, делали предположения.

Публикация «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста „Воздух где-то рядом“» размещена в разделах

Для начала мы записали на листочке интересующие нас вопросы, касающиеся воздуха :

1. Можно ли увидеть воздух?

2. Можно ли услышать воздух?

3. Чем пахнет воздух?

4. Как дышат рыбы?

5. Что такое теплый и холодный воздух?

6. Сколько весит воздух?

1. Теоретическая часть работы:

«Что же такое воздух

Воздух - это смесь газов, которая окутывает Землю и образует её атмосферу. Воздух - важнейший элемент окружающей среды, без которого существование жизни было бы невозможным. Воздух, которым мы дышим, состоит из 78% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона и 0,03% углекислого газа, а также водяного пара – плавающих в воздухе молекул воды. В воздухе содержатся также в незначительном количестве другие газы, крошечные частички пыли, пыльцы растений и различных твердых веществ. Воздух используется животными для дыхания и участвует в процессе вегетации растений. Кроме того, именно благодаря существованию воздуха могут летать самолёты.

2. Практическая часть работы.

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?. До настоящего момента нам было сложно разобраться, где же он, этот воздух-невидимка. Поймать «таинственного невидимку» нам помогут веселые и несложные опыты.

Мы отправляемся на поиски невидимки – попытаемся увидеть его, услышать, почувствовать, понять, где же больше всего воздуха, и какое место он занимает в природе. Для этого есть только один способ: создать условия, в которых воздух будет сам выдавать свои секреты.

Будем искать невидимку, не выходя на улицу.

А где же можно найти больше всего воздуха? Конечно в воздушном шарике.

ОПЫТ№ 1: Надуем воздушный шарик. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. А теперь попробуем выпустить воздух из шарика. Мы слышим звук воздуха. А если подставить ладошку под струю воздуха, то можно и почувствовать его. Для того, чтобы увидеть воздух мы провели вот такой опыт

ОПЫТ № 2. : Возьмем большую стеклянную кружку с широким горлом и наполнил её до половины водой. Подкрасил воду акварельной краской. Теперь берем стакан поменьше кружки, который легко войдет в кружку. Крепко держим стакан за дно, и, осторожно, горлышком вниз, начинаем опускать в подкрашенную воду.

Наблюдаем…

Итог: Вода в стакан не входит!

Что ей мешает? Ведь стакан -то пустой! Или нет? А может здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем… Теперь берем фужер и опускаем его вверх дном в кружку с водой. Давим на дно фужера, но какая-то сила мешает нам, выталкивая фужер из воды. Прижимаем горло фужера ко дну кружки, а потом осторожно наклоняем его…

- «Бульк! Бульк! Бульк!» - невидимка подает голос. Большие пузыри выскакивают из кружки, устремляются к поверхности воды и – бульк!- «исчезают».

Вывод: вот мы и увидели и услышали воздух!

Имеет ли воздух место?. Ведь он помешал воде заполнить фужер.

СПРАВКА. Люди уже давно научились использовать многие свойства воздуха. И то, что воздух занимает место. На этом свойстве, например, было основано действие водолазного колокола, который в старину, когда не было водолазных костюмов и аквалангов, давал возможность ненадолго опуститься в воду.

ОПЫТ № 3. Сделаем такое приспособление и с его помощью опустил на дно тазика с водой бумажного водолаза, да так, чтобы он вышел сухим из воды. Водолаза вырезали из картона и капелькой клея посадили на плотик из тонкого пенопласта.

Теперь осторожно накрываем фигурку банкой – колоколом и опускаю своё сооружение на дно тазика. Баночку надо держать крепко, иначе вода вытолкнет ее и ворвется на место воздуха.

Тогда придется спасать размокшего водолаза. Вот! Получилось! Водолаз вышел сухой из воды!

Вывод: Воздух имеет место!

Гипотеза: Воздух окружает нас со всех сторон: на каждый предмет, на каждого человека он давит сверху, снизу и с боков. он давит.

ОПЫТ № 4: Для этого опыта нам понадобиться фужер и тонкая картонка, размером чуть больше горлышка фужера. Фужер до самого края наполняем водой и накрываем картонкой. Придерживая картонку, осторожно опрокидываем фужер вверх дном и убираем руку… Вроде бы вода должна вылиться, а она не льётся! Будто кто-то снизу поддерживает картонку. Давайте взмахнем поблизости от фужера веером… Что случилось? Конечно, взмах потревожил невидимку. Он подвинулся – вода выплеснулась! Невидимка, который давил сверху оказался сильнее того, который поддерживал снизу.

Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.

Каким же образом проживают вместе теплый и холодный воздух? Для следующего опыта нам понадобятся две свечи.

ОПЫТ № 4: Зажигаем свечи. Одну свечу держим внизу, другую вверху.

Посмотрим, куда наклоняется пламя свечей… Пламя нижней направлено внутрь, верхней – наружу. Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз, поэтому предпочитает оставаться у земли.

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Воздух имеет вес?

ОПЫТ № 6: Возьмем палочку, посередине привяжем веревочку. Надуваем два шарика и привязываем их на концы палочки и подвешиваем палку за веревочку.

Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх.

Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Конечно! Палочка снова уравновесится!

Вывод: воздух имеет вес, он принимает форму заполняемого предмета.

Таинственная бутылка

ОПЫТ № 7: А сейчас узнаем, как изменяется объем воздуха при нагревании и охлаждении. На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду, то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит… Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому шарик надувается!

Вывод: Холодный воздух занимает меньше места, чем теплый.

Пузырьки- спасатели.

ОПЫТ № 7: Нальём в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Бросим и туда, и туда кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Наблюдаем… В простой воде пластилин пошел ко дну, а в минеральной сначала утонул, а потом всплыл на поверхность. И так много раз: то утонет, то всплывает! Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин, скорее всего, утонет и не всплывет.

Вывод: пузырьки воздуха не дают предмету утонуть.

Чем пахнет воздух?

ОПЫТ № 9: этот опыт поможет нам узнать, чем же пахнет воздух. Нам понадобится две банки с плотными крышками, долька чеснока, кусочек лука. Разложим приготовленные вещества по банкам и накроем крышками. Подождем 20 минут.

Что же мы видим, вернее чувствуем? В каждой банке воздух пахнет находящимися там веществами.

Вывод: воздух присваивает запахи разных веществ

Справка: Но некоторые вещества способны отбирать у воздуха примеси : сахар, древесные угольки, комочки мокрой бумаги и др.

Вы обращал внимание, что взрослые перед тем, как положить продукты в холодильник, заворачивают их в фольгу или в пакетик, закрывают кастрюльки, банки, миски крышкой. Если класть продукты в холодильник открытыми, то они будут присваивать себе чужие запахи. Запахи перемешаются, и пища потеряет свой вкус. В холодильник все же иногда ставят волшебную коробочку с особым веществом – поглотитель запахов. Если такой коробочки под руками нет, а посторонний запах в холодильнике появился, мама отрезает кусочек чёрного хлеба, кладет его на блюдце, а сверху наливает несколько капель растительного масла. К утру в холодильнике никаких посторонних запахов не обнаружит даже самый чуткий нос.

А теперь мой самый любимый опыт! Кому не нравится надувать мыльные пузыри? А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? У нас есть специальная баночка с палочкой для пускания мыльных пузырей.

Дунем и на наших глазах вырос замок из мыльных пузырей. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще! Ой! Лопнул. Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

Воздух вырвался на свободу!

Теперь мы точно знаю, воздух повсюду! И его нужно беречь, потому что он необходим нам для дыхания.

ВЫВОД.

Поиски невидимки еще не закончились. Мы будем продолжать. Но из того, что мы проделали, узнали много интересного:

1. Теперь мы знаем, что воздух, хотя и невидим, мы его можем почувствовать и услышать. А если создать ему условия, он станет видимым.

2. Воздух окружает нас повсюду.

3. Воздух занимает место.

4. Если его нагревать, он будет расширяться, и займет больше места, чем холодный. Тёплый и холодный воздух поделили свое местоположение в нашей комнате.

А сколько ещё интересного можно узнать про воздух, лишь стоит создать ему специальные условия, в которых он сам раскроет все свои секреты.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Игра-экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста «Разноцветный снег»Игра-экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста «Разноцветный снег» Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста» Эксперименты в дошкольном возрасте помогают детям приобрести.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возрастаЭкспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Занятие по ФЭМП «Знакомство с числовым рядом от 1 до 10» для старшего дошкольного возрастаЗанятие по ФЭМП «Знакомство с числовым рядом от 1 до 10» для старшего дошкольного возраста Занятие: формирование элементарных математических представлений Тема: Знакомство с числовым рядом. Возраст: старший дошкольный возраст Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование с детьми дошкольного возраста «Воздух где-то рядом»
Опубликовано: 10 марта 2023 в 17:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста «Воздух где-то рядом»» (включая файлы) размещена пользователем Зайцева Анастасия Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД