Гудовцева Надежда
Экспериментирование с деревом и металлом
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности.
Образовательная область:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Расширить представления детей о дереве, металле, их качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева и металла с помощью экспериментальных действий. Научить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева и металла.
Публикация «Экспериментирование с деревом и металлом» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Металл. Свойства металла
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, методами исследования объекта по известному алгоритму. Поощрять стремление детей к самостоятельным исследованиям.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе
Методические приемы: загадки, действия с предметами, элементарные эксперименты, наблюдения опыта, рассказ-беседа, просмотр предметов, объяснение учителя, оценка действий и деятельности детей.
Активация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.
Обогащение словарного запаса: шероховатость, теплопроводность.
Материалы и оборудование: большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брус, таз с водой, спички, металлические и деревянные ложки; миска с горячей водой.
Ход занятия: организационный момент
Громче дудочка поёт, на занятие зовёт!
А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)
Воспитатель: Лес - наш друг, где растут разные виды деревьев. - А что хорошего в деревьях?" ( детские ответы: кислород, дом для птиц, различные предметы сделаны из деревьев.) Молодые, здоровые деревья, новый лес ни в коем случае нельзя вырубать – это запрещено законом. Лес – наше богатство, его надо беречь. Лес охраняют лесник и егерь.
Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесиной. Чтобы получить древесину, древесину сначала вырубают, затем очищают от веток, бревна везут на фабрику, где их разрезают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы. Заготовка древесины зимой. Не случайно древние славяне называли январь сеченем. По древним приметам, лес вырубали в новолуние, так как лес, вырубленный в другое время, гниет.
И сегодня нас окружает большое количество изделий из дерева : мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Дерево - один из самых распространенных материалов, который люди научились обрабатывать в древние времена. С помощью топора, ножа и других орудий люди строили дома, мосты, ветряные мельницы, укрепления, орудия труда, посуду и многое другое. Человека, который работает с деревом, называют плотником.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли два героя. Давай отгадаем загадки, а потом узнаем, кто они.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведет
Там след кладет.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами
(карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни рук, ни ног
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
(гвоздь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадки. В гости приходят герои: Гвоздь и Карандаш.
Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем решить, кто из нас прав?
Карандаш: Я самый главный, смотри, сколько нужных вещей сделано из дерева!
Гвоздь: Нет, я важнее, из металла делают гораздо более нужные вещи!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто прав.
Скажите, какие предметы сделаны из дерева? И я буду считать
Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.
Воспитатель: А какие предметы сделаны из металла?
Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? И дерево, и металл делают много очень необходимых вещей. Так что и Гвоздь, и Карандаш правы!
Воспитатель: Но гвоздь все равно не отпускает:
Гвоздь: А металлическая поверхность гладкая! Сюда!
Воспитатель: Как вы думаете, что скажет ему Карандаш? Давайте выясним, чем отличаются предметы из дерева от предметов из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брус. Отличаются ли они на ощупь? Какова поверхность металлической пластины?
Дети: Гладкая.
Воспитатель: А какая у деревянного бруска?
Дети: Шероховатая, шершавая.
Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?
Дети: Пластина – холодная.
Брусок – теплый.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл – холодный.
Дерево – теплое.
Воспитатель: И Карандаш этим гордится. Он также говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете, Карандаш прав? Давайте проверим.
Опыт "Вбить гвоздь в дерево и металл" (педагог показывает)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Дерево мягкое, а металл твердый.
Воспитатель: Но спор продолжается. Гвоздь говорит, что он очень крепкий!
Проверим? Я беру в руки гвоздь и попробую его сломать. Не получилось? Значит он какой?
Дети: Прочный.
Воспитатель: Теперь я попробую сломать спичку. Она сломалась очень легко. Что можно сказать?
Дети: Спичка – хрупкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево – хрупкое.
Металл крепок.
Давайте встанем у наших стульев и немного отдохнем.
Физминутка.
Один, два, три, четыре (дети маршируют).
Нам нужна мебель для квартиры (наклоняется вперед)
Мы пригласим грузчиков (повороты туловища влево и вправо)
И идем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак -
поворачиваем налево и направо, изображая руль)
Что они продают сегодня? (поворачивается налево и направо).
Стулья, табуретки, табуретки, шкафы, диваны и буфеты (приседания).
Воспитатель: Молодцы. Мы немного отдохнули. Тем временем
Гвоздь и Карандаш отправляются в путешествие в свою сказочную страну. Они подошли к реке. Карандаш был в восторге: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?
Ответы детей (гвоздь может утонуть).
Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что утонет?
Опыт "Тонет - плывет".
Воспитатель: Я беру гвоздь и деревянную плашку и кладу их в таз с водой. Что мы видим: дерево осталось на поверхности, а гвоздь - утонул.
Воспитатель: Какой вывод я могу сделать?
Дети: Металл-тяжелый, а дерево легкое.
Воспитатель: Тогда как же Гвоздь может попасть на другую сторону?
Дети: Его может перевести Карандаш (плот).
Воспитатель: Так и поступили наши друзья. Мы перешли на другую сторону.
Перебрались на другой берег.
Гвоздь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху!
Карандаш: Я пойду рыбу ловить.
Гвоздь: И я пойду.
Карандаш: А кто будет костер разводить?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?
Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.
Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Как вы думаете: почему? Есть такое свойство, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло». Дерево нагревается очень медленно и не сильно, а металл быстро становится раскаленным.
Теперь мы увидим это на собственном опыте.
Воспитатель: Я положу деревянную ложку и металлическую ложку в чашку с горячей водой. Как вы думаете, что произойдет?
Дети: Металлическая ложка горячая, а деревянная - нет.
Воспитатель: Это теплопроводность. Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл проводит тепло.
Воспитатель: Как же быть Гвоздю – все время обжигаться во время еды?
Ответы детей (кушать деревянной ложкой).
Воспитатель: Карандаш вел себя как настоящий друг - он дал Гвоздю деревянную ложку. Наши друзья поели, посидели у костра и решили двигаться дальше. Но им ведь нужно потушить костер! Как это сделать?
Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.
Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.
Воспитатель: Так они и сделали. А затем отправились восвояси.
Итог:
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали?
Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.
Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.
Спасибо за занятие.