Получи документы

Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Бичикова
Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста., Бичикова Т. А. (статья)

Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В исследованиях психолога Н. Н. Поддъякова в качестве основного вида исследовательской деятельности детей выделяется деятельность экспериментирования, как истинная детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Темочки:

Экспериментирование – ведущая деятельность дошкольного возраста, оно пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, наблюдения. Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, запоминаются надолго. На основе изученного теоретического материала и диагностики по методике А. И. Ивановой, В. С. Юркевича поставило нас перед необходимостью исследовать развитие познавательного интереса у детей старшей группы в процессе экспериментирования. Экспериментирование проводилось на базе в старшей группы «Гномики».

Цель : опытно-экспериментальным путем выявить и апробировать эффективность педагогических условий развития познавательною интереса у детей в старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

-Экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития познавательного интереса у детей группы в процессе организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста;

-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

-Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

Для достижения данной цели нами была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые мы использовали в работе с детьми старшего дошкольного возраста во всех видах деятельности (самостоятельной, игры, прогулки, занятия, развлечения, в календарный план работы с детьми, один раза в неделю включались познавательно-исследовательские занятия и кружок «Маленькие экспериментаторы» предполагающие:

а) обогащение опыта детей, через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, участие детей в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов;

б) обучение детей соблюдению правил техники безопасности в лаборатории, в процессе обучения осуществляли систематический контроль за самостоятельной деятельностью детей, поощряли за правильно выполненные действия;

г) создание общую радостную, доброжелательную атмосферу с вхождением в процесс игры сказочных героев.

Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, при помощи детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и подгрупповых занятий, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Магниты», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло». Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудрёнком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать. Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое? Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека). Все поставленные перед детьми проблемные задачи были направлены на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка в эмоционально познавательной деятельности. Дети сами искали ответы и решения, высказывали свои суждения, что дало возможность развить у них понимания возможности разных вариантов, решения проблемной задачи

По характеру мыслительных операций выбрали обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого раньше по отдельным этапам и сравнительные, позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта.

По результатам итогового мониторинга отмечается положительная динамика: Высокий уровень повысился на 10%, средний уровень повысился на 5% и низкий уровень, понизился на 15%. У детей возрос интерес к экспериментированию, дети приобрели новые знания о различных предметах, находят причинно следственные связи, анализируют процесс. У детей появилась потребность решать вопросы экспериментальным путём и попытки работать самостоятельно. Давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а могут логически рассуждать. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 августа 2020 в 03:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бичикова (УИ 312217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД