Татьяна Бичикова
Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста., Бичикова Т. А. (статья)
Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В исследованиях психолога Н. Н. Поддъякова в качестве основного вида исследовательской деятельности детей выделяется деятельность экспериментирования, как истинная детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Экспериментирование – ведущая деятельность дошкольного возраста, оно пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, наблюдения. Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, запоминаются надолго. На основе изученного теоретического материала и диагностики по методике А. И. Ивановой, В. С. Юркевича поставило нас перед необходимостью исследовать развитие познавательного интереса у детей старшей группы в процессе экспериментирования. Экспериментирование проводилось на базе в старшей группы «Гномики».
Цель : опытно-экспериментальным путем выявить и апробировать эффективность педагогических условий развития познавательною интереса у детей в старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-Экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития познавательного интереса у детей группы в процессе организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста;
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
-Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
Для достижения данной цели нами была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые мы использовали в работе с детьми старшего дошкольного возраста во всех видах деятельности (самостоятельной, игры, прогулки, занятия, развлечения, в календарный план работы с детьми, один раза в неделю включались познавательно-исследовательские занятия и кружок «Маленькие экспериментаторы» предполагающие:
а) обогащение опыта детей, через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, участие детей в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов;
б) обучение детей соблюдению правил техники безопасности в лаборатории, в процессе обучения осуществляли систематический контроль за самостоятельной деятельностью детей, поощряли за правильно выполненные действия;
г) создание общую радостную, доброжелательную атмосферу с вхождением в процесс игры сказочных героев.
Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, при помощи детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и подгрупповых занятий, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Магниты», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло». Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудрёнком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать. Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое? Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека). Все поставленные перед детьми проблемные задачи были направлены на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка в эмоционально познавательной деятельности. Дети сами искали ответы и решения, высказывали свои суждения, что дало возможность развить у них понимания возможности разных вариантов, решения проблемной задачи
По характеру мыслительных операций выбрали обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого раньше по отдельным этапам и сравнительные, позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта.
По результатам итогового мониторинга отмечается положительная динамика: Высокий уровень повысился на 10%, средний уровень повысился на 5% и низкий уровень, понизился на 15%. У детей возрос интерес к экспериментированию, дети приобрели новые знания о различных предметах, находят причинно следственные связи, анализируют процесс. У детей появилась потребность решать вопросы экспериментальным путём и попытки работать самостоятельно. Давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а могут логически рассуждать. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.