Татьяна Бичикова
Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста., Бичикова Т. А. (статья)
Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В исследованиях психолога Н. Н. Поддъякова в качестве основного вида исследовательской деятельности детей выделяется деятельность экспериментирования, как истинная детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Экспериментирование, как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Экспериментирование – ведущая деятельность дошкольного возраста, оно пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, наблюдения. Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, запоминаются надолго. На основе изученного теоретического материала и диагностики по методике А. И. Ивановой, В. С. Юркевича поставило нас перед необходимостью исследовать развитие познавательного интереса у детей старшей группы в процессе экспериментирования. Экспериментирование проводилось на базе в старшей группы «Гномики».
Цель : опытно-экспериментальным путем выявить и апробировать эффективность педагогических условий развития познавательною интереса у детей в старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-Экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития познавательного интереса у детей группы в процессе организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста;
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
-Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
Для достижения данной цели нами была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые мы использовали в работе с детьми старшего дошкольного возраста во всех видах деятельности (самостоятельной, игры, прогулки, занятия, развлечения, в календарный план работы с детьми, один раза в неделю включались познавательно-исследовательские занятия и кружок «Маленькие экспериментаторы» предполагающие:
а) обогащение опыта детей, через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, участие детей в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов;
б) обучение детей соблюдению правил техники безопасности в лаборатории, в процессе обучения осуществляли систематический контроль за самостоятельной деятельностью детей, поощряли за правильно выполненные действия;
г) создание общую радостную, доброжелательную атмосферу с вхождением в процесс игры сказочных героев.
Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, при помощи детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и подгрупповых занятий, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Магниты», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло». Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудрёнком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать. Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое? Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека). Все поставленные перед детьми проблемные задачи были направлены на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка в эмоционально познавательной деятельности. Дети сами искали ответы и решения, высказывали свои суждения, что дало возможность развить у них понимания возможности разных вариантов, решения проблемной задачи
По характеру мыслительных операций выбрали обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого раньше по отдельным этапам и сравнительные, позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта.
По результатам итогового мониторинга отмечается положительная динамика: Высокий уровень повысился на 10%, средний уровень повысился на 5% и низкий уровень, понизился на 15%. У детей возрос интерес к экспериментированию, дети приобрели новые знания о различных предметах, находят причинно следственные связи, анализируют процесс. У детей появилась потребность решать вопросы экспериментальным путём и попытки работать самостоятельно. Давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а могут логически рассуждать. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.