Светлана Чебоксарова
Экспериментирование как один из важнейших методов развития естественнонаучных представлений детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм вопросов
«Что?», «Зачем?» и «Почему?»!
Надо всё ему измерить,
И на опыте проверить.
Пересыпать и понюхать,
Чтоб узнать все «Потому»!
То, что в жизни неизвестно
- это очень интересно,
На весах предметы взвесить,
Или в воду погрузить!
Шарик воздухом наполнить
И песка свойства усвоить,
Сделать опыт, догадаться,
И ответом удивить!
Публикация «Экспериментирование как один из важнейших методов развития естественнонаучных представлений детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянно подталкивает его к поиску новых знаний. Для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становится его представление о мире и успешнее деятельность, формируется устойчивый интерес к окружающим его людям, предметам, объектам. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует основы логического мышления, что обеспечивает максимальную эффективность его интеллектуального развития.
В детском саду прошла тематическая неделя, посвящённая опытам и экспериментам. Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Одним из путей достижения этого считаем использование в работе с детьми третьего года жизни элементарного экспериментирования, так как в процессе него ребенок эмоционально вовлечен в активную деятельность с игрушками, предметами, веществами. Каждый эксперимент предполагает наличие результата, а для того чтобы его достичь ребенку необходимо проявить определенную настойчивость. В процессе этих игр малыши осваивали способы обследования предметов, развивали мелкую моторику, обогащали словарь. Незаменимы они для развития активной речи. Проводя опыты, мы своими действиями помогали ребенку включиться в диалог доступными для него средствами (движениями, мимикой, жестами, словами). В ходе игры-экспериментирования развивали понимание речи взрослого, учили отвечать на вопросы, выполнять несложные поручения.
Организуя экспериментирование с детьми, придерживались определенных правил :
• все опыты адекватны возрасту детей : содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью;
• материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку;
•предусматривали вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами;
• создавали положительный эмоциональный настрой: поддерживали положительные эмоциональные переживания ребёнка в ходе экспериментирования;
• предлагали варианты действий с предметами и материалами, поддерживали инициативу ребенка;
• создавали условия для проявления детьми речевой активности;
• во время проведения опытов соблюдали технику безопасности.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводились в специально организованных условиях. Оно предполагало активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимали активное участие.
В играх дети закрепляли знания о сухом (сыпется) и влажном (лепиться) песке («Сыпем, лепим»). Научились выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. Получали знания о свойствах воды — окрашиваться («Разноцветная водичка», познакомились с разной температурой воды («Кто разбудил китёнка»). Взбивали мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Надували воздушные шары («Шарик и мячик»).
Применяя исследовательский метод — наблюдение развивали внимание ребёнка. Наблюдая за происходящим экспериментом, ребёнок сам участвовал в элементарных опытах и экспериментах, делал на основе наблюдений элементарные, простейшие умозаключения — тем самым развивая мышление. Поэтому, развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания.