Юлия Бороздина
Экспериментальный проект «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе логопеда с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа экспериментальной деятельности
«Использование кинезиологические упражнения в коррекционной работе логопеда»
Разработала программу
учитель- логопед : Бороздина Ю. В
Пояснительная записка
Публикация «Экспериментальный проект „Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе логопеда с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В последнее время ухудшается психофизическое здоровье воспитанников: увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, памяти, внимания и мышления. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.
В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.
У детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.
Комплексная, содержательная коррекционно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий эффективна и способствует:
- совершенствованию коммуникативных умений и навыков;
- повышению речевой активности;
-развитию мелодико-интонационной и просодической стороны речи;
-развитию психических процессов;
-повышению работоспособности и выносливости;
- совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков;
-активизации познавательных процессов.
Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике :
• артикуляционные упражнения;
• дыхательные упражнения;
• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Вид эксперимента : коррекционно-образовательный
Проблема: узнать, какое влияние оказывают кинезиоупражнения на процесс коррекции звукопроизношения.
Задачи: вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью использования кинезиоупражнений, вызывать положительные эмоции у детей при помощи нейроупражнений; развитие речи при помощи использования нейроупражнений;показать значимость кинезиотерапии на логопедических занятиях в ДОУ.
Этапы реализации эксперимента :
1. Диагностический: составление речевых диагностических карт, выявления уровня звукопроизношения, речевого развития, фиксирование результатов на видео.
2. Подготовительный:
Подготовить необходимые материалы для занятий с применением кинезиоупражнений; рассказать детям об основных занятиях и упражнениях которые мы будем выполнять.
3. Практический:
В данной работе мною были использованы различные кинезиоупражнения. Сложность заключается в том, что выполнив определенное упражнение руками необходимо сопроводить его речью или каким-либо артикуляционным упражнением. Например упражнение «Фонарики» Фонарики зажглись - ребенок выполняет упражнение для языка «Окно», фонарики погасли- упражнение «Заборчик». Также выполняя упражнение ребенок может произносить какую либо потешку, чистоговорку и т. п.
- Кинезиологические упражнения :
Упражнения для развития мелкой моторики
Фонарики «Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак. «Фонарик погас – фонарик заж гся» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
(Мы фонарики зажж м, А потом гулять пойд м! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают)
«Лягушка. Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
“Зеркальное рисование” Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
“Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка” Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
“Горизонтальная восьмерка” 1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз. 3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание, должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки». 7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком
Вариант проведения упражнения : Одновременно менять положение рук и произносить слоги на втоматизацию звука [Р] Ра-ро-ра-ро и т. п.
Методика выполнения заданий:
1. Занятия по кинезиологии необходимо проводить каждый день, без пропусков.
2. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-25 минут в день. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
3. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, чтоб ребенку было комфортно.
4. Все упражнения следует выполнять точно и вместе с ребенком, постепенно усложняя задания и увеличивая время занятий.
5. Проводить упражнения можно стоя или идя за столом.
6. Каждое занятие должно включать упражнения для развития разных полушарий и их взаимодействия.
Использование кинезиолгических упражнений в деятельности учителя- логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи кинезиологические упражнения, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.