Мария Игнатович
Экспериментально-исследовательский проект «Удивительная соль» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 8 структурное подразделение детский сад «Белочка»
Познавательно – исследовательский
«Удивительная соль»
средняя группа «Ромашка»
(количество участников проекта 2 человека)
Воспитатель : Игнатович Мария
Геннадьевна
г. Лесной
2021 год
Введение
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Удивительная соль“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.
Например, зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.
Нас заинтересовал вопрос исследования соли. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.
Тема исследования: «Удивительная соль!»
Актуальность исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем и творцом, используя подручные средства.
Цель исследования: Хотелось бы больше узнать о соли.
Предмет исследования: опыты с солью.
Объект исследования: соль.
Задачи исследования:
Узнать что такое соль?
Какие виды соли бывают?
Свойства соли, как ее добывают, где применяется?
Исследовать свойства соли опытным путём;
Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
Попробовать использовать соль в творчестве
Сделать выводы о проделанных исследованиях.
Гипотеза: предположим, что соль можно использовать не только как продукт питания, но и в других целях (эксперимент с солью, применить в творчестве)
Методы исследования:
• Изучение литературных источников, просмотр презентации.
• Наблюдение.
• Эксперимент.
• Анализ
• Обобщение.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том,
проведя опыты в детском саду под руководством воспитателя, нам становятся понятны некоторые физические явления, мы можем применить полученные знания на практике (выращивание кристаллов).
Теоретическая часть
Для решения первой и второй задачи нашего исследования мы должны были узнать, что же такое соль. Для этого мы все вместе рассматривали книги, энциклопедии, статьи в журналах, презентацию.
Мы узнали, что такое соль, узнали много интересных фактов из истории про соль,из просмотра слайдов выяснили как добывают соль.
Итак, что же такое соль?
• Соль – это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде, но не испаряется; не имеет запаха, один из немногих минералов, которые люди используют в пищу.
Какие виды соли бывают?
• - соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
• - есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, а также крупная и мелкая.
• - морская соль – добывается путем выпаривания морской воды.
Способы добычи соли
• Выжигание – раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу.
Похожим способом, сейчас, получают черную соль.
Каменную соль – добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала?
Все очень просто – месторождение каменной соли находится высоко в горах.
В древности, на месте этих гор, был океан.
Естественное испарение – это добыча соли со дна соленых морей и озер, где она оседает.
В условиях жаркого, сухого климата морская вода испарялась, а соль превращалась в кристаллики и получались мощные пласты.
Практическая часть
Для подтверждения гипотезы исследования, совместно с
воспитателем, нами были проведены опыты:
Опыт первый: «Плавающее яйцо»
• Для опыта взяли 2 сырых яйца и 2 стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один из стаканов насыпали соль и хорошо перемешали, во второй нет. Положили в оба стакана яйца, там где была соленая вода, яйцо поднялось к верху (всплыло, а где нет - утонуло. Когда смешали обе жидкости в одной емкости, яйцо оказалось ровно по середине.
• Вывод: соленая вода помогает держатся предметам на поверхности (эффект «Мертвого моря»
Опыт второй: «снежная ветка, снежная шишка»
• Для опыта мы взяли еловую ветку, сосновую и еловую шишки, налили в контейнер горячую воду, поместили в него ветки и шишки и насыпали соль.
• На следующий день вытащили ветки и шишки и положили сохнуть.
• Три дня мы вели наблюдение, на третий день увидели, что шишки и ветки стали серебристыми, как будто с мороза.
• Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном солевом растворе при постепенном испарении воздуха.
Третий опыт: «незамерзающая соль»
• В два стакана мы налили воду, в один из стаканов добавили соль, затем оба стакана поставили в морозильную камеру. Через день обнаружили, что вода в стакане, где не было соли, превратилась в лед, а соленая вода охладилась, но не замерзла. Поставили воду обратно в морозильную камеру и оставили еще на день. Соленая вода немного подмерзла, но в лед не превратилась, а всего лишь стала напоминать жидковатую кашицу.
• Вывод: соленая вода не замерзает.
Используем соль в творчестве : акварель + клей ПВА + соль, соленое тесто
• ВЫВОД: В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Работали в творческой мастерской: лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!