Пелевина
Экспериментально-исследовательская деятельность детей в среднем возрасте «Зонтик»
Зонтик.
Вижу я на горизонте
Туча по небу летит.
Поскорей раскрою зонтик,
От дождя он защитит.
Всех, всех, всех, под зонтик спрячу,
Как же может быть иначе!
Экспериментально- исследовательская деятельность детей в среднем
возрасте.
Цель: Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними.
Образовательные задачи:
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность детей в среднем возрасте „Зонтик“» размещена в разделах
- Зонты и зонтики
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
-Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
-Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности (поиск материала для изготовления зонтика от дождя).
-Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью- доказательством, расширять словарный запас (ситец, болонья, капрон, мешковина).
-Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: Набор тканей(7х7) болонья, ситец, мешковина, капрон; мерная ложка, салфетки бумажные, тряпочки для вытирания воды, миска с водой, кукла Любознайка, зонтик от солнца и зонтик от дождя.
Предварительная работа: Экспериментирования с водой «Взаимодействие воды и бумаги», «Вода в жизни растений»(Грустный бальзамин, «Повышение уровня воды, если в воду положить предметы»(по рассказу Л. Н. Толстого»Умная галка», чтение рассказа «Мой друг зонтик», беседа с детьми»Какому подарку я буду рад».
Организация деятельности :
-Любознайке на день рождения подарили зонтик. Но почему же Любознайка пришла к нам промокшая (ответы детей)
-Давайте спросим у Любознайки, не забыла ли она дома зонтик, когда вышла на улицу? И вот, что ответила Любознайка.
-Вы не угадали. Когда пошел дождь, я открыла зонт, но он не спас меня от дождя. Как же могло такое получится, что я промокла?
-Дети, как вы думаете в чем дело?
Постановка проблемы. (совместно с детьми формулируем проблему)
(педагогическая поддержка-что нужно сделать для решения этой проблемы)
Выдвижение гипотез: Совместно с детьми обсуждаем решение этой проблемы- давайте подумаем, как мы можем проверить, испытать зонтик Любознайки (ответы детей) (Подвести к тому, что для зонтика нужна другая ткань-какую выбрать)
Проверка гипотезы: Самостоятельная практическая деятельность детей.
-Посмотрите, дети и Любознайка, на столы ( на столах практический материал: вода, лоскутки разных тканей, салфетки, мерная ложка, тряпочки, может нам что-нибудь пригодиться?
Анализ полученного результата
-Что же вы делаете? Расскажите. (ответы детей)
-Что у вас получилось (ответы детей)
-Подтвердилось или не подтвердилось наше предположение, что зонт у Любознайки скорее всего от солнца, а не от дождя.
Педагогическая поддержка детям, которые затрудняются в выполнении опыта через 3-4 минуты. Указать на ошибку, подсказать способ исправления.
Формулировка выводов
-Дети, какую ткань вы посоветуете Любознайке для зонтика от дождя и почему (ответы детей-болоневая ткань не пропускает воду)
-Как мы пришли к такому выводу?
-Молодцы! Я предлагаю вам разукрасить зонтик.
Загадки для детей про зонт
Если дождь припустится
— Как цветок распустится.
Если дождик перестанет
— Он сожмётся и завянет.
Стоит солнцу В тучах скрыться,
А дождю заморосить,
Как спешит он Весь раскрыться
И собою нас укрыть. (Зонтик)
Если с неба дождь стеной
Ты скорей его открой
И останешься сухой.
Это маленькая крыша.
Поднимай её повыше!
– Будет не страшна тогда
С неба льющая вода!
Если дождик моросит
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой.
Осень тучами седыми
Затянула горизонт
Чтобы прогуляться с ними
Мы с тобой откроем …. (зонт)
Если ты на дождик вышел,
Щёлкни кнопкой — будет крыша,
Круг цветной над головой,
Будешь в ливень ты сухой.
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под… (Зонт)
Есть защитник от дождя
У тебя и у меня,
В сумочке катается,
Лишь в дождик раскрывается.
В сильный зной и сильный ливень,
Пригодится он тебе.
Сам он вымокнет, конечно,
Будешь ты сухим, в тепле.
Его вчера в углу сухом
Повесили На гвоздик…
Но он раскроется Цветком,
Когда припустит Дождик.
Из сумочки сыночек
— Над головой грибочек.
Тень в жару он создает,
А если небо слезы льет,
Он промокнуть не дает.
Парусиновая Птица
Дождя не боится.
В дождь вспорхнёт!
Дождь пройдёт опадёт! (Зонт) В. Стручков
Эту крышу мы несём
Между шляпой и дождём
И при каждом шаге
Не боимся влаги!
В сумочке лежит вещица
Та, что в дождик пригодится,
Мы ее достанем,
Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идет:
Есть у каждого свой… (Зонт)
Под дождем несем грибы
Чуть повыше головы,
Шляпки разноцветные,
Яркие, заметные.
Творческая самостоятельная работа детей (изображение зонтиков детьми)
-Какие красивые зонтики у вас получились! Давайте на них полюбуемся.
Аригами «Зонтик» Выполнение из цветной бумаги (в технике аригами).
Возможные варианты усложнения познавательных задач
-Увеличение количества исследуемых тканей (от 4до 6).
-Самостоятельное формирование цели.
-Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности.
-Графическое фиксирование результата.