Пелина Валентина
Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель констатирующего эксперимента : выявить уровень развития описательной речи старших дошкольников.
Задачи:
1. Определить, умеют ли дети самостоятельно составлять связные описательные высказывания в ходе описания картины.
2. Выявить умения составлять описательный рассказ по картинам.
3. Выяснить, какие средства связи используют дети при построении описательного рассказа.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Обследование проводилось с детьми подготовительной группы на базе МДОУ «Детский сад №87» г. о. Саранск.
В ходе обследования выявлялось, сформированы ли у детей умения самостоятельно строить монолог, устанавливают ли старшие дошкольники логические и формальные связи между отдельными частями связного высказывания, какими языковыми средствами при этом пользуются.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально. Созданные детьми описательные рассказы оценивались по известным критериям, выделенным
- содержательность (насколько полно и интересно ребенок передает содержание собственного рассказа);
- соблюдение структуры повествования (обратить внимание на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца);
- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская повторений);
- грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений, т. е. грамотное оформления высказывания);
- богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).
Были подобраны картины природы русских художников: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Золотая осень». Перед составлением описательного рассказа давалось время для рассматривания картины.
Задание №1. Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель: выявить особенности описательной речи детей 6-7 лет в ходе описания картины : структуру, последовательность и связность изложения, характер предложений и используемых языковых средств.
Детям предлагается рассмотреть и описать картину.
- Внимательно рассмотри картину и опиши ее.
-Какое время года изобразил художник?
- Расскажи о грачах?
- Какие деревья выбрали грачи?
Задание №2. Познакомить с деятельностью художников-живописцев.
Цель: изучить особенности составления описательного рассказа по картине, познакомить детей с работой художника.
- Кто такой художник?
- Для чего нужна профессия художника?
- Что может изобразить художник?
Задание №3. Рассматривание репродукций картин русских художников.
Цель: развивать описательную речь детей, точно и правильно подбирать слова, подводить детей к пониманию содержания репродукций картин, уточнять и активизировать словарь.
- Какой описательный рассказ можно составить по репродукциям картин?
- Как бы ты назвал эту картину?
Основные показатели сформированности умения строить описательный рассказ по картине, составление описательного рассказа по репродукциям картин русских художников:
1) Последовательность изложения, наличие структурных частей в описании.
2) Связность изложения.
3) Используемые языковые средства.
4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
5) Плавность высказывания: количество пауз.
Диагностические критерии состоят из пяти компонентов: структурная организация текста, грамматическая правильность речи, разнообразие средств связи между смысловыми частями текста и предложениями, использование разнообразной лексики, соответствие названия содержанию. За каждый компонент выставляется от 0 до 5 баллов по пятибалльной системе.
Для удобства обработки данных мы выделили следующие уровни:
• высокий (от 12 до 15 баллов);
• средний (от 9 до 12 баллов);
• низкий (от 0 до 9 баллов).
Приведем расшифровку каждого критерия:
Высокий уровень. Рассказ диагностируемого соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в правильной последовательности. Рассказ оформлен грамматически правильно. Ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.
Средний уровень. Ребенок допускает незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Рассказ составлен без ошибок, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов. Картинки располагаются со стимулирующей помощью.
Низкий уровень. В ответах ребенка наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенные искажения в описании. В ответе наблюдается стереотипность оформления, неадекватное использование слов. Раскладывание картинок и составление рассказа происходит по наводящим вопросам.
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развито умение детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, и какие затруднения у них вызывают те или иные задания связанные составлением рассказа.
Диагностическое обследование проводилось посредством индивидуальной беседы, с использованием картин.