Пелина Валентина
Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель констатирующего эксперимента : выявить уровень развития описательной речи старших дошкольников.
Задачи:
1. Определить, умеют ли дети самостоятельно составлять связные описательные высказывания в ходе описания картины.
2. Выявить умения составлять описательный рассказ по картинам.
3. Выяснить, какие средства связи используют дети при построении описательного рассказа.
Публикация «Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обследование проводилось с детьми подготовительной группы на базе МДОУ «Детский сад №87» г. о. Саранск.
В ходе обследования выявлялось, сформированы ли у детей умения самостоятельно строить монолог, устанавливают ли старшие дошкольники логические и формальные связи между отдельными частями связного высказывания, какими языковыми средствами при этом пользуются.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально. Созданные детьми описательные рассказы оценивались по известным критериям, выделенным
- содержательность (насколько полно и интересно ребенок передает содержание собственного рассказа);
- соблюдение структуры повествования (обратить внимание на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца);
- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская повторений);
- грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений, т. е. грамотное оформления высказывания);
- богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).
Были подобраны картины природы русских художников: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Золотая осень». Перед составлением описательного рассказа давалось время для рассматривания картины.
Задание №1. Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель: выявить особенности описательной речи детей 6-7 лет в ходе описания картины : структуру, последовательность и связность изложения, характер предложений и используемых языковых средств.
Детям предлагается рассмотреть и описать картину.
- Внимательно рассмотри картину и опиши ее.
-Какое время года изобразил художник?
- Расскажи о грачах?
- Какие деревья выбрали грачи?
Задание №2. Познакомить с деятельностью художников-живописцев.
Цель: изучить особенности составления описательного рассказа по картине, познакомить детей с работой художника.
- Кто такой художник?
- Для чего нужна профессия художника?
- Что может изобразить художник?
Задание №3. Рассматривание репродукций картин русских художников.
Цель: развивать описательную речь детей, точно и правильно подбирать слова, подводить детей к пониманию содержания репродукций картин, уточнять и активизировать словарь.
- Какой описательный рассказ можно составить по репродукциям картин?
- Как бы ты назвал эту картину?
Основные показатели сформированности умения строить описательный рассказ по картине, составление описательного рассказа по репродукциям картин русских художников:
1) Последовательность изложения, наличие структурных частей в описании.
2) Связность изложения.
3) Используемые языковые средства.
4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
5) Плавность высказывания: количество пауз.
Диагностические критерии состоят из пяти компонентов: структурная организация текста, грамматическая правильность речи, разнообразие средств связи между смысловыми частями текста и предложениями, использование разнообразной лексики, соответствие названия содержанию. За каждый компонент выставляется от 0 до 5 баллов по пятибалльной системе.
Для удобства обработки данных мы выделили следующие уровни:
• высокий (от 12 до 15 баллов);
• средний (от 9 до 12 баллов);
• низкий (от 0 до 9 баллов).
Приведем расшифровку каждого критерия:
Высокий уровень. Рассказ диагностируемого соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в правильной последовательности. Рассказ оформлен грамматически правильно. Ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.
Средний уровень. Ребенок допускает незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Рассказ составлен без ошибок, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов. Картинки располагаются со стимулирующей помощью.
Низкий уровень. В ответах ребенка наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенные искажения в описании. В ответе наблюдается стереотипность оформления, неадекватное использование слов. Раскладывание картинок и составление рассказа происходит по наводящим вопросам.
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развито умение детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, и какие затруднения у них вызывают те или иные задания связанные составлением рассказа.
Диагностическое обследование проводилось посредством индивидуальной беседы, с использованием картин.