МААМ-картинки

Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет

Пелина Валентина
Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цель констатирующего эксперимента : выявить уровень развития описательной речи старших дошкольников.

Задачи:

1. Определить, умеют ли дети самостоятельно составлять связные описательные высказывания в ходе описания картины.

2. Выявить умения составлять описательный рассказ по картинам.

3. Выяснить, какие средства связи используют дети при построении описательного рассказа.

Темочки:

Обследование проводилось с детьми подготовительной группы на базе МДОУ «Детский сад №87» г. о. Саранск.

В ходе обследования выявлялось, сформированы ли у детей умения самостоятельно строить монолог, устанавливают ли старшие дошкольники логические и формальные связи между отдельными частями связного высказывания, какими языковыми средствами при этом пользуются.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально. Созданные детьми описательные рассказы оценивались по известным критериям, выделенным

- содержательность (насколько полно и интересно ребенок передает содержание собственного рассказа);

- соблюдение структуры повествования (обратить внимание на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца);

- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская повторений);

- грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений, т. е. грамотное оформления высказывания);

- богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

Были подобраны картины природы русских художников: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Золотая осень». Перед составлением описательного рассказа давалось время для рассматривания картины.

Задание №1. Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: выявить особенности описательной речи детей 6-7 лет в ходе описания картины : структуру, последовательность и связность изложения, характер предложений и используемых языковых средств.

Детям предлагается рассмотреть и описать картину.

- Внимательно рассмотри картину и опиши ее.

-Какое время года изобразил художник?

- Расскажи о грачах?

- Какие деревья выбрали грачи?

Задание №2. Познакомить с деятельностью художников-живописцев.

Цель: изучить особенности составления описательного рассказа по картине, познакомить детей с работой художника.

- Кто такой художник?

- Для чего нужна профессия художника?

- Что может изобразить художник?

Задание №3. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Цель: развивать описательную речь детей, точно и правильно подбирать слова, подводить детей к пониманию содержания репродукций картин, уточнять и активизировать словарь.

- Какой описательный рассказ можно составить по репродукциям картин?

- Как бы ты назвал эту картину?

Основные показатели сформированности умения строить описательный рассказ по картине, составление описательного рассказа по репродукциям картин русских художников:

1) Последовательность изложения, наличие структурных частей в описании.

2) Связность изложения.

3) Используемые языковые средства.

4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.

5) Плавность высказывания: количество пауз.

Диагностические критерии состоят из пяти компонентов: структурная организация текста, грамматическая правильность речи, разнообразие средств связи между смысловыми частями текста и предложениями, использование разнообразной лексики, соответствие названия содержанию. За каждый компонент выставляется от 0 до 5 баллов по пятибалльной системе.

Для удобства обработки данных мы выделили следующие уровни:

• высокий (от 12 до 15 баллов);

• средний (от 9 до 12 баллов);

• низкий (от 0 до 9 баллов).

Приведем расшифровку каждого критерия:

Высокий уровень. Рассказ диагностируемого соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в правильной последовательности. Рассказ оформлен грамматически правильно. Ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.

Средний уровень. Ребенок допускает незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Рассказ составлен без ошибок, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов. Картинки располагаются со стимулирующей помощью.

Низкий уровень. В ответах ребенка наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенные искажения в описании. В ответе наблюдается стереотипность оформления, неадекватное использование слов. Раскладывание картинок и составление рассказа происходит по наводящим вопросам.

Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развито умение детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, и какие затруднения у них вызывают те или иные задания связанные составлением рассказа.

Диагностическое обследование проводилось посредством индивидуальной беседы, с использованием картин.

Публикации по теме:

Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки»Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки» «В поисках Невидимки» Опытно - экспериментальная деятельность. Дистанционная работа с дошколятами. Цель: Дать детям знания, что нас окружает.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьмиОпыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьми Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Рассказала ребятам о том, что крахмал одно из важнейших питательных веществ,.

Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений»Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений» Познавательный опыт Цели: - наглядно объяснить детям, как растения пьют воду (получают влагу); - закрепить понимание, что для хорошего.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков»Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков» Что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день? Конечно, с добрых слов и добрых дел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 20:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная работа по развитию описательной речи детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Пелина Валентина (УИ 1850467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД