Водяницкая Людмила
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Лед — а не тает»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
«Лед – а не тает»
Тема: Сравнение свойств искусственного и синтетического льда, область применения.
Цель: В ходе опытов выявить свойства искусственного и синтетического льда. Обсудить с детьми вопросы практического применения разных видов льда.
Оборудование и наглядные пособия: цветные блюдца, кусочки искусственного и синтетического льда, молоточки, спиртовка, сосуды с водой, салфетки для рук.
Публикация «Экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Лед — а не тает“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снег и лед
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Организационный момент. Воспитатель: - Ребята сегодня утром у детского сад я встретила Снеговика. В руке он держал конверт со странным содержимым. Снеговик очень просит разобраться, что лежит в конверте и прислать ему ответ, что в конверте является его родственником, а что нет и почему. А сейчас отгадайте загадку. (Педагог загадывает загадки про лед).
Ребята сосредотачивают своё внимание на задании, пытаются отгадать загадки, обосновать свой ответ.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть внимательно кусочки искусственного и синтетического льда:
- Сегодня мы открываем нашу опытно-экспериментальную лабораторию для изучения свойств льда искусственного и синтетического.
Задание – 1. «Прозрачный – непрозрачный»
Воспитатель: - Ребята, как можно проверить прозрачность льда? ( Дети: попытаться посмотреть сквозь него, положить на цветную поверхность)
Дети самостоятельно проводят первый опыт. Выкладывают образцы на цветные блюдца и делают вывод: искусственный лед прозрачный, другой образец нет.
Задание – 2. «Холодно – горячо»
Воспитатель предлагает детям дотронуться ладонями до льда: - Что вы ощущаете? ( Дети: когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что искусственный лед скользкий, холодный, ладонь становится мокрой, а другой лед скользкий но теплый и под ладошкой не тает)
Дети делают вывод: поверхность искусственного и синтетического льда гладкая и скользкая, а вот температура образцов разная. Искусственный лед тает в теплой комнате, а синтетический нет, поэтому в помещении на катке с синтетическим льдом тепло и можно кататься без теплой одежды.
Воспитатель: - Ребята, во время катания на коньках искусственный лед, соприкасающийся с лезвиями, тает, превращаясь в воду. Если бы не было этого тонкого слоя воды, кататься по льду было бы так же трудно, как по полу. Вода, как масло в машине, уменьшает трение между льдом и коньком и облегчает скольжение, а синтетическому льду такая прослойка не требуется.
Задание – 3. «Определим хрупкость льда»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, лед достаточно прочный? ( Дети: Да) - А что происходит со льдом, когда по нему ездят на коньках? Давайте посмотрим!
Воспитатель проводит по образцам льда острым концом металлического стержня (можно использовать гвоздь). Дети определяют, что на искусственном льду царапина четкая, глубокая, а на другом образце еле заметная.
Далее детям предлагается ударить по образцам льда молоточком (искусственный лед раскололся на кусочки – он хрупкий, на синтетическом кусочке льда образовалась вмятина – он пластичный)
Вывод: Искусственный лед хрупкий, а синтетический лед пластичный. Дети вспоминают, что во время экскурсии на каток «Оранжевый лед» видели, как специальная машина производит заливку искусственного льда, после чего его поверхность становится опять гладкой без царапин. Синтетическому льду такой уход не нужен.
Задание – 4. «Какой лед легче воды»
Дети самостоятельно проводят опыт: бросают кусочки образцов льда в воду и наблюдают, тонет ли лёд в воде или плавает.
Вывод: и искусственный, и синтетический лёд в воде не тонут.
Воспитатель: - Почему искусственный лёд в воде не тонет?
( Дети: лёд в воде не тонет, потому что он легче воды.)
Воспитатель: - Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна и подо льдом сохраняется жизнь.
Синтетический лед используется в закрытых помещениях и на открытых площадках для массового катания, любительского фигурного катания, хоккея, кёрлинга и театрализованных представлений.
Задание – 5. «Лед и огонь»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что произойдет, если искусственный лед нагревать на огне? ( Дети: лед растает и превратиться в воду)
Дети помещают кусочки искусственного льда на металлическую тарелочку. Воспитатель закрепляет тарелочку на держатель над спиртовкой и нагревает искусственный лед.
Дети делают вывод, что искусственный лед, как обычно, начинает от тепла таять и превращается в воду.
Воспитатель предлагает продолжить опыт и поместить над огнем кусочек синтетического льда. (Опыт проводит взрослый, дети наблюдают. Держать образец над огнем недолго, до первых признаков оплавления).
Воспитатель: - Синтетический лед при нагревании плавится, т. к. состоит из синтетического материала – силикона. При интенсивном горении появляется резкий неприятный запах.
Рефлексия. Предложить детям с помощью цветных плоских фишек заполнить таблицу «Свойства искусственного и синтетического льда» и сделать вывод, какой лед более легок в уходе и эксплуатации.