Ольга Сидорова
Экспериментальная деятельность «Ткань»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность
«Ткань»
Цель: закрепить умение детей находить отличительные качества бумаги и ткани
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей создания бумаги;
- уточнить знания о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие:
- способствовать развитию речи в ходе исследовательской деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность.
- продолжать развивать умение делать выводы, основываясь на собственный опыт.
Воспитательные:
Публикация «Экспериментальная деятельность „Ткань“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей.
Технологии: исследовательская деятельность, личностно – ориентированный подход.
Материал и оборудование:
- 2 таза с водой,
- ножницы,
- листы бумаги разной на каждого ребёнка,
- лоскутки ткани на каждого ребёнка,
-презентация «Производство бумаги»,
Формы организации:
Познавательно – исследовательская: наблюдения за изменениями предметов под воздействием воды; решение проблемных ситуаций. Продуктивная: проведение опытов. Коммуникативная: вопросы к детям, ситуативная беседа, рассказывание о производстве бумаги.
Ход:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: – Ребята, вы любите сюрпризы? Тогда приготовьтесь. я приготовила для вас сюрприз. Но мне нужны помощники, Лена и Дима, поможете мне.
(дети подходят к воспитателю, она тихонько им говорит, что нужно делать)
- Закройте глаза и послушайте.
(воспитатель с вызванными детьми шелестит бумагой).
Воспитатель: - Что это за шум?
Дети: - Шелестит бумага!
Воспитатель: - Правильно ребята это шелестит бумага.
Воспитатель: - Кто скажет, какими изделиями из бумаги мы пользуемся с вами в жизни?
Ответы детей: - Книги, раскраски, альбомы, салфетки и др.
Воспитатель: - Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает. Воспитатель: - А можно ли сшить одежду из бумаги? (нет) Из чего сшита ваша одежда?
Ответы детей: - Из ткани. Воспитатель: - Как вы думаете, почему не шьют одежду из бумаги?
(Предположения детей)
Воспитатель: - Вы хотите проверить, что прочнее: бумага или ткань? - У нас всё приготовлено на столах, давайте разделимся на несколько групп и будем проводить опыты, проверять. Как можно проверить что прочнее: бумага или ткань? (предложения детей). Вы можете подойти к столам, проверяйте, сравнивайте, а потом всем расскажете, что вы узнали. Согласны? Дети подгруппами проводят опыты по выбору.
1. Опыт «Определи на ощупь» (дети берут ткань в руки и гладят её, то же самое проделывают с листом бумаги).
Воспитатель: - Какой лист бумаги на ощупь? - Какой на ощупь лоскуток ткани?
Дети: - Лист бумаги гладкий, и ткань гладкая.
Воспитатель: - Значит можно сшить одежду и из бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Давайте проверять дальше.
2. Опыт «Мнется - не мнется» (дети берут ткань в руки и мнут её, то же самое проделывают с листом бумаги).
Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?
Дети: - Бумага сильно помялась, ткань помялась, но не сильно. Воспитатель: - Что можно сделать с тканью?
Дети: - Погладить.
Воспитатель: - А бумагу?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Что может сейчас произойти с бумагой, если будем её разглаживать?
Дети: - Может порваться.
3. Опыт «Что крепче?» (дети берут ткань в руки и пробуют порвать её, затем бумагу).
Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?
Дети: - Ткань не рвётся, а бумага легко рвётся.
Воспитатель: - Чтобы разорвать ткань, что можно использовать?
Ответы детей: - Можно разрезать ножницами.
(берут ножницы и режут ткань)
Воспитатель: - Что вам легче было разрезать?
Дети: - Бумагу легче резать.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Бумага тоньше.
Воспитатель: - И последний опыт, для которого нужно надеть фартуки. Мы сможем узнать, какую одежду можно будет легко постирать, если она испачкается – бумажную или из ткани.
4. Опыт «Мокнет – не мокнет» (дети опускают ткань в ванночку с водой, затем стирают, выжимают и достают, то же самое проделывают с листом бумаги).
Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?
Дети: - Бумага размокла и потеряла форму, ткань можно выжать и просушить.
Воспитатель: – Какую одежду можно будет постирать, если она испачкается?
Дети: - Из ткани.
Воспитатель: - Так можно сшить одежду из бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: - Что же прочнее бумага или ткань?
Дети: - Ткань.
(Беседа с просмотром презентации)
Воспитатель: - Ребята, кто-нибудь из вас знает, из чего делают бумагу? Ответы детей: - Из деревьев.
Воспитатель: - Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев. Нужно много деревьев или одно?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Что делают с деревьями?
Дети: - Деревья сначала спиливают.
Воспитатель: - Затем их отправляют на фабрику для обработки, там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд.
Воспитатель: - Сколько людей при этом трудится?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Для чего ещё нужны деревья?
Ответы детей: - Деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные.
Воспитатель: - Правильно ребята, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. И если исчезнут деревья то, что может произойти?
Дети: - Погибнет всё вокруг.
Воспитатель: - Поэтому мы должны беречь природу и аккуратно относиться к изделиям из бумаги.
Итог опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатель: - С какими материалами мы проводили опыты? Что вы узнали нового? Что прочнее: ткань или бумага?
Ответы детей: - Ткань прочнее, чем бумага.