елена асанова
Экспериментальная деятельность по обучению дошкольников с нарушениями зрения игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Публикация «Экспериментальная деятельность по обучению дошкольников с нарушениями зрения игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуются мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни, а у детей с патологией зрения способствует развитию сохранных анализаторов (слуха, осязания). Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление и запоминание, таким образом, оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольника, развивает их музыкальные способности, воображение, стремление к достижению цели.
За последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с патологией зрения. Эти дети нуждаются не только в медицинской коррекции зрительных нарушений, но и в педагогической коррекционной работе по сохранению и развитию функций сохранных анализаторов и коррекции вторичных отклонений.
Существуют специальные программы для детей с нарушением зрения В. А. Феоктистовой, Л. И. Плаксиной, Л. В. Фомичевой. В них предлагаются только музыкально-ритмические движения и игры, направленные на развитие координации движений и ориентировке в пространстве детей с нарушениями зрения, а для слабовидящих и незрячих детей подобные программы отсутствуют. Поэтому возникла необходимость добавить в музыкальный репертуар новые направления в обучении детей игре на музыкальных инструментах, игре в оркестр с использованием вспомогательных средств, в соответствии со зрительными нарушениями. С этой целью разработана экспериментальная программа «Веселые музыканты».
Данная программа адресована музыкальным руководителям, работающим с детьми с нарушением зрения. Программа разработана с применением традиционных и новейших методик и методов музыкального воспитания, а так же личного опыта работы. Программа должна помочь в коррекционно-компенсаторной и дифференцированной помощи детям с нарушением зрения, а так же слабовидящим и незрячим.
Содержание программы.
Основной контингент воспитанников нашего детского сада – дети с амблиопией и косоглазием, а так же незрячие и слабовидящие. Воспитанникам коррекционного детского сада оказывается комплексная медицинская, психологическая и педагогическая помощь с учетом характера и степени нарушений зрительного аппарата. Всему образовательному процессу в детском саду придается коррекционная направленность, в том числе и музыкальному воспитанию.
Для поддержания интереса к игре на детских музыкальных инструментах и исполнению музыкальных произведений используем разнообразные виды оркестров:
• «Ложкари» (разнообразные виды и размеры ложек)
• «Шуршалочки» (предметы, издающие шуршащий звук)
• «Разноцветные стекляшки» (инструменты, издающие стеклянный звон, предметы бытовой посуды, бутылки с водой, стаканы, хрусталь)
• «Бубенцы» (использование разновидностей тембрового звучания колокольчиков)
• «Оркестр смешанных инструментов» (инструменты всех видов и тембров звучания).
Цель: Формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
• Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах;
• Поэтапное освоение программы по возрастным группам;
• Обучение детей приемам игры на детских музыкальных инструментах;
• Развить у детей интерес к игре в ансамбле;
Развивающие:
• Развивать коммуникативные функции речи у детей;
• Развивать чувство ритма и ручной праксис;
• Развивать у детей чувство уверенности в себе;
Воспитательные:
• Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на исполнение музыкальных произведений;
• Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
• Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Коррекционные:
• Формирование познавательного опыта ребенка, базирующегося на формировании системных слуховых, тактильных, двигательных связей;
• Развивать координацию движений рук, мускулатуру кисти руки;
• Развивать слуховое восприятие.
Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
1. Словесный (рассказ, объяснение).
2. Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).
3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).
4. Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).
5. Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).
6. Изготовление музыкальных игрушек – инструментов и их использование.
7. Индивидуальный подход к детям с учетом особенностей патологии зрения.
Планируемые результаты
• Овладение приемами игры на различных детских музыкальных инструментах;
• Знать название инструментов и правила их хранения;
• Уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность;
• Овладеть способами и приемами игры на каждом инструменте;
• Понимать выразительные особенности звуковедения, звукоизвлечения;
• Осознавать выразительность музыкальных средств и овладеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
• Овладеть навыками исполнения в ансамбле, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения другими детьми различных партий в несложных, хорошо знакомых произведений;
• Знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах;
• Нацеливание слабовидящих и слепых детей на дальнейшее обучение в музыкальных школах, училищах, что поможет им в самореализации, самоутверждении и в последующем выборе профессии.
Календарно - тематическое планирование по работе с оркестром
1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка, колокольчики, воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
№ п/п Основные навыки игры в ансамбле Используемые
инструменты Репертуар Период
про хождения Кол-во
занятий
1. Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.
- - Сентябрь 1
2. Знакомство с приемами игры на
погремушке:
встряхивание,
удар погремушкой по ладошке,
удар ножкой погремушки по полу
(столу).
Погремушка 1. «Йерибез-биибез» (Гуляем-пляшем) Из пособий УМК
2. «Ах вы, сени», р. н. м.
3. «Как у наших у ворот», р. н. м.
4. Игра «сохрани погремушку» Простукивание по слогам (логоритмическое упражнение) Сентябрь-
Октябрь 4
4
3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар
ладошкой, удар кулачком (косточками) по
донцу. Учить правильно держать бубен в левой
руке - ударять правой рукой, встряхивание
производить правой рукой.
Бубен 1. «Кумк бию» (общий танец) Из пособий УМК
2. «Ах вы, сени», р. н. м.
3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е. Тиличеевой
4. Свободные пляски с бубном
Пальчиковая гимнастика «Песенка на лесенке» Ноябрь 5
4. Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры:
удар палочкой, встряхивание
толчок пальцем. Обучение приему «трель».
Учить правильно держать колокольчик:
вертикально, не зажимать кисть, свободно
потряхивать и ставить на ладошку.
Колокольчики
(валдайские,
маленькие,
средние)
1. Музыкально-дидактическая игра
«Тихие и громкие звоночки»
Е. Тиличеевой
2. «Игра с колокольчиками»
Римского-Корсакова
3. Свободные пляски
Декабрь
2
5. Закрепление навыков игры на колокольчиках.
Колокольчики средние 1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель»)
2. «Игра с колокольчиками» Декабрь 2
6. Знакомство с шуршащими звуками. Бумага различной толщины, целлофан, коробочки с различной крупой, связки пуговиц, щетки «йд биибез” (Давайте потанцуем)
Январь 2
7. Знакомство с игрой на барабане. Показ
приемов игры: одновременные удары одной и
двумя палочками, поочередные удары правой и
левой рукой, барабанная дробь.
Барабан 1. Песня «Барабан» (подыгрывать)
2. «Веселая песенка» Ивкодимова
З. Упражнение «Барабанщики»
Красева
4. «Марш» Парлова Январь 3
8. Повторение всех приемов игры на
погремушках, бубнах, колокольчиках,
барабане. Закрепление полученных навыков.
Погремушки,
бубны,
колокольчики,
барабаны Повторение репертуара сентябрь -
декабрь,январь
Чувашский народный танец
Эрзянский народный танец – знакомство с музыкальной культурой народов Поволжья
Февраль 4
9. Знакомство с игрой на деревянных ложках.
Показ приемов игры на ложках. Учить детей
правильно держать ложки в руках, ритмично
ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». Ложки 1. «Ладушки», р. н. м.
2. «Лошадка» Потоловского
З. «Тройка» р. н. м
4. «Салья эктон» Удмуртская народная мелодия - знакомство с музыкальной культурой народов Поволжья Март 4
10. Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно
держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе,
постукивать по ладошке и по кубику, по
столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе
и на столе с поворотом кисти. Металлофон,
деревянные
кубики 1. Упражнение с молоточками без музыки
2. «Дождик»
З. «Часики»
4. «Ручейки»
5. «Дятел»
б. «Цыплятки» Апрель 5
11. Обучение приемам игры на металлофоне:
удар по одной пластиночке, glissando на
пластиночках. Добиваться отскакивания
молоточка от пластиночки, стремиться к
красивому звуку. Металлофон 1. «Дождик» (тихий-сильный)
2. «Ручейки»
З. «Птички»
4. «Цыплята»
5. «Дятел»
6. «Мышка» Май 4