Бекленищева Полина Михайловна
Экспериментальная деятельность «Моделирование маленькими человечками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через метод экспериментирования.
Задачи:
• Формирование диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы;
• Развитие мышления, воображения, фантазии;
• Стимулирование любознательности, самостоятельности
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который можно применять в работе со старшими дошкольниками, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов.
Публикация «Экспериментальная деятельность „Моделирование маленькими человечками“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность). В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.
Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.
Эти человечки (рис. № 1) живут в окружающих нас предметах. Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
Так как деревянные, стеклянные, каменные, пластмассовые человечки обладают общим свойством- держать форму, то они держаться за руки, руки опущены вниз.
Опыт № 1 (с карандашом)
Возьмите карандаш и попробуйте пройти им сквозь стол. Это сделать невозможно, а это значит, что МЧ крепко держаться за руки, и разъединить их никак не получится!
В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга локтями (рис. № 2). Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)
Опыт № 2 (с карандашом)
Возьмите карандаш и попробуйте пропустить его сквозь воду. Он легко проходит сквозь воду, потому, что МЧ находятся рядом и их легко рассоединить.
Человечки газообразных веществ постоянно в движении, их руки подняты вверх (рис. № 3). Помимо основного названия - «бегущие», дети могут охарактеризовать их как «летящие» или «летающие» : над тарелкой с горячим супом, над чашкой горячего чая и т. д.
Опыт № 3 (с полиэтиленовым мешочком).
Возьмите пакет. Он пустой! А, сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Пакет надувается, как шарик, мы поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки, которые находятся всегда в движении и вовсе не соприкасаются друг с другом.
Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое, и как это объяснить детям.
Опыт № 4 (Лёд тает) Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается пока не растает.
Когда лёд нагрелся, он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Стали жидкими.
После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.
Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.
Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.
Например, как можно обозначить карандаш - снаружи деревянный корпус, внутри – графит? Эти 2 составляющих карандаша- твёрдые. Используя изображения человечков, обозначающих твёрдые вещества, и знак «+».
На основе этого метода можно разработать игры и упражнения, в которые дети с удовольствием будут играть, обсуждать предложенные объекты, обучать друг друга. Расскажу об игре «Маленькие человечки», которую можно изготовить по принципу обычного домино - прямоугольные костяшки домино разделить на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками «-» или «+», а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т. д.). Игроки должны поделить между собой костяшки, установить очерёдность и выстроить цепочку.