Татьяна Гагарская
Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №219 «Детский сад комбинированного вида»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор-составитель:
Гагарская Татьяна Ивановна, воспитатель логопедической группы
Кемерово
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Вводная часть….3
Предварительная работа…. 4
Ход экспериментальной деятельности…8
Список литературы…. 11
Публикация «Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Приложение…. 12
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Цель:
Развивать познавательную активность, учить детей выделять и ставить проблему, делать выводы в соответствии с результатом.
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами воды, с ее ролью в жизни человека и живых организмов, продолжать формировать экологическую культуру детей
Словарная работа:
Родник, родниковая вода, водопроводная вода.
Оборудование:
Чайник, блюдце, на каждого ребенка четыре стаканчика с водой, молоком, соком, и пустой, ванночки с водой, льдинки, чайные ложечки, атрибуты к игре «Тучка и капельки».
Предварительная работа:
1. Чтение стихов и загадок о воде
2. Занятия и беседы о воде: Н. Рыжовой «Волшебница вода»
3. Беседа «Сырая вода – здоровью беда»
4. Знакомство детей с природными явлениями: роса, дождь, снег, иней.
5. Чтение сказки Б. Пластова из книги Маханевой «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»
6. Обыгрывание сказки «Маленькая капелька»
7. Чтение и рассматривание журнала «Травинка» посвященного дню воды автор-составитель: Т. И. Гагарская.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Загадки и стихи о воде:
1. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я,кто я такая?
2. К низу летит капельками, а к верху невидимкой?
3. Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, но никуда не убегает?
4. Я и туча и туман, и ручей и океан, и летаю и бегу, и стеклянной быть могу?
5. В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять?
6. Очень добродушная, я мягкая, послушная, но когда я захочу, даже камень источу?
7. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется?
8. Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке,узнаете меня?
9. Кругом вода, а с водой беда?
10. На дворе переполох, с неба сыплется, горох съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина?
11. Чист, ясен как алмаз, но дорог не бывает от матери рожден и сам ее рождает?
12. Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот, ловит дачник его в кадку, очень трудная загадка?
Гонит капля дождевая ручеек за ручейком, те бегут не унывая в реки быстрые потом, а потом и синь морская, а за нею океан, воду зря не выпуская, закрывай покрепче кран.
Познакомься, мой дружок-маленький и быстрый, синеглазый ручеек, чубчик серебристый. Он бежит издалека, по камням и сучьям, я завидую слегка ах какой везучий.
Он увидел океан,корабли и чаек, каждый мальчик капитан о таком мечтает,
поспешает ручеек по траве и шишкам, а на спинке он везет лодочку мальчишки.
Автор: Т Маршалов
Не дождавшись тепла, среди зимнего дня
Распустились цветы на окне у меня.
Подошел я к цветам, стала мокрой щека,
Оттого что окна я коснулся слегка.
Подошел я к цветам, но не пахли они.
Для чего ж они выросли в зимние дни?
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись
это главное таинство, главное чудо планеты
это главный исток, из которого вылилась жизнь!
Без воды на планете, не мыслимо что то живое
и вода вездесуща- и в недрах, и по над землей
и планету земля, во вселенной зерно голубое
Было б много точнее назвать не землей, а водой.
Речная свежая вода, бежит, торопится всегда
В канале весело сверкает, и в маленький Арык свернет
Из дальних мест, от горных рек ее приводит человек
Чтобы хлопчатник напоить, чтоб цветники с утра полить
Чтоб плуг прошел по целине, чтоб не было пустынь в стране!
В природе путешествует вода, она не исчезает никуда
То в снег превратится то в лед, растает и снова в поход
По горным вершинам,по горным долинам.
Вдруг в небо взовьется, дождем обернется.
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь,
Вас окружает везде и всегда эта волшебница – наша вода!
Откуда пришла вода?
Спросил на днях малыш соседа у струйки, льющейся из крана:
-Откуда ты? Вода в ответ : - Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась поляна
- Откуда ты? – спросил росу – поверь и я из океана!
- Ты газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лег туман седой, малыш спросил и у тумана:
- откуда ты? Ты кто такой?- и, я дружок из океана!
Беседа «Сырая вода – здоровью беда»
Цель: Сформировать у детей элементарные понятия об опасности питья сырой воды, воспитывать у детей навыки здорового питания.
Оборудование: Карточки с изображениями разных напитков, пособие: «Природа и здоровье», набор витаминных напитков, соков.
Ход беседы:
Ребята, доктор Вода прислала нам письмо, в котором спрашивает, знаете ли Вы, что полезно пить,а что нет? Она спрашивает также, знаете ли Вы, что такое минеральная вода? Сегодня мы поговорим о сырой воде, можно ли ее пить? Какие напитки на Ваш взгляд можно пить? Какие напитки полезные для здоровья, а какие нет? Сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру: «Выбор напитков». Если Вам предложат морковный сок или фанту, что Вы выберите? А если Вам предложат кофе или кока-колу, что Вы выберите? А если Вам предложат минеральную воду или воду из ручья, что Вы выберите? Если вам предложат компот или молоко, что Вы выберите? И т. д. А сейчас предлагаю вам поиграть в детскую игру «Полезно - вредно». Дети получают набор карточек с разными напитками и выбирают из них полезные напитки для здоровья.
Воспитатель: Ребята, «доктор Вода» прислал Вам свои советы, но Вы должны придумать окончания для этих советов: 1. Не пей сырую воду, а то….
2. Не пей молоко холодным, а то…
3. Не пей много фанты, а то… и т. д.
Зарисовки в дневнике здоровячке полезных и неполезных напитков.
Сказка о маленькой капельке
Жила-была капелька. Там где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышка и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе, и вовсю пригревало травинку, на которой она притаилась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала легкой и невидимой как воздух и вместе с ветром умчалась в небо, туда же попали и другие капельки не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Ветер, который ни секунды не сидит без дела погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы капелек. Понеслись они вниз по дороге, замерзли и превратились в снежинки. Так капельки снова вернулись на землю, но уже в виде снежинок, потому что ветер пригнал тучу в ту страну, где уже наступила зима.
Опыты для маленьких почемучек
1. Положи варежки после прогулки на батарею, они станут сухими, куда пропадет вода?
2. Вымытый пол, мокрый блестит,а когда высохнет?
3. Поставь мисочку с водой в теплом месте около батареи, и в холодное место, где быстрее исчезнет вода?
4. Возьмите прозрачный стакан, и накройте кусочком марли. закрепив ее резинкой по краям, ткань должна чуть- чуть провисать посередине. Положите на середину марли кусочек льда и начните наблюдение. Откуда в стакане появилась вода? Чем меньше сосулька, тем больше воды в стакане. В каком состоянии была вода до опыта? А потом? Что впоследствии произошло с водой в стакане?
5. Обратить внимание детей на то, что время от времени мы подливаем воду в аквариуме, куда она исчезает?
6. Поставить букет цветов в вазу с водой, а один цветочек без воды, что произойдет?
Ход ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаю детям встать в кружок около меня: ребята, к нам сегодня придет гостья, но чтобы она пришла, Вы должны отгадать загадку:
Одним чтоб плыть
Другим, чтоб жажду утолить,
Третьим, чтоб растения полить. Ну а хозяйкам всякую еду сварить.
О каком веществе я Вас спросила? Да, конечно, о воде, а вот и она в гости к нам пожаловала (звенит звоночек) и входит девочка-вода в голубом платье (см. Прил. Рис. 1).
Вода : Ребята, я самое удивительное вещество на Вашей планете, Я нужна и на небе и на земле, никто и ничто не может обходиться без меня, я нужна всем, всем, всем! А как Вы думаете, кому я нужна? Ответы детей (Растениям, людям, животным)
Воспитатель: Скажите, зачем вода нужна растениям? (Чтобы они не засохли, радовали своим видом людей)
Зачем вода нужна животным? (Они пьют воду, купаются, добывают корм из воды)
Как люди используют воду? (Стирают, готовят еду, моются, закаляются, плавают)
Воспитатель добавляет, что не сказали дети.
Вода : А знаете ли вы ребята, где я встречаюсь на земле? Ответы детей (В море, океане, реке, озере)
Вода : Ребята, а под землей есть вода? (Да, под землей она особенно чистая, иногда родники пробиваются сквозь землю, люди очень любят родниковую водичку).
Воспитатель: Ребята, чтобы Вы познакомились с некоторыми свойствами воды, я предлагаю Вам сегодня поработать в нашей лаборатории, и проделать с ней ряд опытов, а наша гостья-водичка будет наблюдать за нами, и слушать наши выводы.
Ребята, скажите можно ли пробовать на вкус и запах, неизвестные Вам вещества?
У Вас сегодня в стаканчиках вода кипяченая, поэтому я разрешаю Вам использовать
ее для опытов.
Опыт 1. Вода прозрачная (см. Прил. Рис. 3)
Ребята, как Вы думаете, имеет ли вода цвет? Перед Вами стоят: стаканчик с водой и с молоком, пододвиньте их к себе, возьмите чайные ложечки и опустите одну в воду, другую в молоко. В каком стаканчике мы видим ложечку, а в каком нет? Почему? А вот представьте, если в нашей Томи вода станет белой как молоко (как в сказке молочная река, кисельные берега) смогут рыбки жить в такой реке? Почему? Как ты думаешь, водичка дети правы?
Опыт 2. Вода не имеет вкуса. (см. Прил. Рис. 4)
Ребята, а как Вы думаете, имеет вода вкус? Как это можно узнать? Сделайте глоток из стакана с водой, какая она на вкус? Правильно, она безвкусная. А что налито у Вас в другом стаканчике? Как Вы считаете? Какого цвета? Давайте попробуем, какая на вкус эта жидкость, она чем-то пахнет? (апельсинами) значит, что здесь налито? (апельсиновый сок). Вот видите, вода вкуса не имеет, но когда человек очень хочет пить, он пьет воду с удовольствием и говорит, какая вкусная вода, хотя на самом деле он вкуса не чувствует.
Опыт 3. Вода не имеет запаха. (см. Прил. Рис. 5)
Как Вы считаете ребята, у воды есть запах? Возьмите стаканчики с водой и поднесите их к носу, понюхайте. Что скажите? Иногда у водопроводной воды бывает запах, почему?
Кто-нибудь из Вас знает? Правильно, потому что ее очищают специальным веществом, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Игра: Тучка и капельки. (см. Прил. Рис. 6-7)
А сейчас давайте немного отдохнем, я - мама тучка, где тут мои детки - капельки. Я хочу послать Вас на землю, пролейтесь веселым дождиком на травку, цветы, деревья, но не хулиганьте, не брызгайте прохожим за воротник. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они все вместе и потекли маленьким ручейком, и вдруг ручеек встретил речку, и вот уже капельки оказались в реке, и течет река спокойная, величавая. А у нас в Кузбассе какая река спокойная есть (правильно Иня). Бежала речка, бежала и попала в океан. Прыгают капельки,переливаются на солнышке всеми цветами радуги, и вот солнышко протянуло свои лучи, и стали капельки подниматься одна за другой вверх к маме тучке.
Понравилась Вам игра, ребята?
Опыт 4. Пар тоже вода. (см. Прил. Рис. 8)
Ребята, встаньте полукругом вокруг моего стола, этот опыт можно делать только со взрослыми, нужно быть осторожными (открываю крышку закипевшего чайника) ребята, что поднимается из чайника? Беру стекло и держу над паром. Что появилось на стекле? (капельки воды) значит пар это что? (вода). ну а сейчас займите места в нашей лаборатории.
Опыт 5. Лед - это тоже вода. (см. Прил. Рис. 9)
Ребята, как Вы думаете, что произойдет со льдом, если мы занесем его в помещение?
Интересно, а что произойдет с кусочком льда, если его поместить в стакан с водой?
Почему он не тонет в воде? Правильно, потому что лед легче воды.
Опыт 6. Вода не имеет форму, она жидкая. (см. Прил. Рис. 10)
Ребята, давайте из стаканчика перельем воду в другую емкость. Вода льется, значит, она какая? (жидкая). Если б она не была жидкой, могла бы она течь в реках и ручейках?
А, что происходит с водой, когда мы наливаем ее в какие-нибудь предметы? Правильно она принимает форму этих предметов.
Ребята, еще очень много опытов с водой мы будем с Вами проводить, из которых Вы узнаете о других свойствах воды. А сейчас послушайте стихотворение, которое приготовила для Вас Катюша:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде
В луже, море, океане и в водопроводном кране
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется
Средь высоких серебристых елей,рушится потоком селей
На плите у Вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем
Мы привыкли,что вода, наша спутница всегда!
А сейчас послушайте и запомните эти слова:
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда всем нужна вода!
Ребята, какой опыт с водой вам больше всего понравился? Надо ли беречь воду?
Что может случиться, если вода пропадет? Как нужно беречь воду? Водичка, а тебе понравилось, как отвечали наши дети? Чтобы ты им хотела сказать?
Водичка: Человек запомни навсегда
Символ жизни на земле – вода. Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию, библиотека программы «Детство» [Текст] /О. А. Воронкевич. – СПБ: Детство-пресс, 2003. – 332 с.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Г. Горькова, А. Кочергина, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2005. – 235 с.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой [Текст] : учеб. пособие / сост. Л. И. Грехова, М. М. Баранник, Т. С. Борисова, С. И. Поварова, Г. Н. Заика. – М. -Ставрополь: Илекса-Сервисшкола, 1999. – 318 с.
4. Дурейко, Л. И. Природа и здоровье [Текст] : учеб. -метод. пособие для учителей / Л. И. Дурейко. – Минск: Тесей, 1999. – 123 с.
5. Ковинько, Л. В. Секреты природы – это так интересно [Текст] / Л. В., Ковинько. – М. : Линка-Пресс, 2002. – 68 с.
6. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] /С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2000. – 206 с.
7. Рыжова, Н. А. Материалы к программе «Наш дом – природа» [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 12 с.
8. Рыжова, Н. А. не просто сказки. [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2002. – 190 с.