Антонина Шипилова
Экспериментальная деятельность дошкольников «Извержение вулкана» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение опыта «Извержение вулкана» в старшей группе
Цель эксперимента : дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой
Задачи: рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды, формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, чтение детских энциклопедий, изготовление макета вулкана.
Материал: иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения
Смесь для извержения : - сода – 2 столовые ложки, уксусная кислота -2 столовые ложки, пищевой краситель, жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл. воды.
Ход :
1) Рассматривание иллюстраций, беседа о вулканах (напомнить детям - гора, вулкан, кратер, лава)
2)Повторение правил поведения при проведении опыта.
- Внимательно слушать. Ничего не трогать пока вас об этом не попросят. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
3)Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана" т. е. бутылку в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
добавляем пищевой краситель;
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем уксусную кислоту с водой. Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
4)Вулкан просыпается (Это взаимодействуют вещества – уксусная кислота и сода-щелочь)
После проведения опыта подводим итог: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
Опыт «Свойства ткани».
Задача: Побуждать самостоятельно определять свойства ткани. Развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей.
Оборудование: 2 куска ткани, ножницы, вода, иголка, нитки, клей.
Ход: Дети склеивают два куска ткани, могут сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.
Вывод: Свойства ткани - она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.
Опыт «Определи на ощупь».
Задача: Побуждать самостоятельно определять вид ткани на ощупь с закрытыми глазами. Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой.
Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани.
Ход: Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.
Опыт «Отличительные особенности сухой и мокрой ткани».
Задача: Помочь определить, как переплетаются нити у мокрой и сухой ткани.
Оборудование: Лупа, лоскутки ткани, вода.
Ход: Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.
Вывод: У ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.
Опыт «Какую ткань легче резать?».
Задача: Побуждать самостоятельно определить, какую ткань легче порезать ножницами. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани, ножницы.
Ход: Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.
Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.
Опыт «Найди то, что опишу».
Задача: Вызвать интерес по описанию найти ткань. Формировать умение высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Оборудование: лоскутки разного вида ткани.
Ход: Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.
Опыт "Все ли ткани намокают?".
Задача: Помочь определить, какие ткани впитывают воду, а какие не впитывают воду. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих
Оборудование: Лоскутки различных видов ткани, вода.
Ход: Дети капают на разные лоскутки водой.
Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).
Игра "Волшебный зонт"
- Отгадайте загадку:
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пройдё т: его ты сложишь и гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставишь дома? (Зонт)
– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.
Обрызгивает зонт распылителем.
- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) —ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду. Вывод: Не все ткани намокают.
Опыт с тканью «Белые розы"
Задача: Показать, как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани
Оборудование: Капуста, белая краска, ткань.
Ход: У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза). С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.
- Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их.
Опыт «Ткань и утюг»
Задача: Показать на разных видах ткани их свойства.
Оборудование: Ткань разных видов, утюг с отпаривателем.
Ход: Почему вещи мнутся? Ребята, посмотрите, как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим, легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим, что произошло. Лен мнется сильнее чем шёлк и шерсть. Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии, а шерсть через влажную хлопковую ткань.
Опыты и эксперименты по теме «Вода»
Тема: «Вода»
Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
2. развитие у детей представления о свойствах воды;
3. развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
4. развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
5. социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля, само регуляции своих действий.
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, ножницы, глубокая тарелка с водой, пинцет, иголка, стакан, вода, носовой платок, резинка, кусочек картонки, жидкое мыло.
Ход игры – экспериментирования
Вводное слово воспитателя:
Загадка:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу (Вода)
- Что такое вода? (ответы детей)
- Для чего нужна вода? (ответы детей)
- Дети, вы хотите познакомиться со свойствами этого необычного вещества?
- Вода какая? Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если вооружиться вниманием, терпением.
- Как движется вода? (ответы детей)
Вода стремиться вниз.
- А может ли она подниматься вверх? (ответы детей)
Опыт «Цветок, распустившийся на воде»
Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.
- Что произойдет с цветком? (ответы детей)
Результат: цветок постепенно раскроется.
- Почему? (ответы детей)
Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.
Вывод: значит вода может подниматься вверх.
Конспект занятия «Что такое бетон»
Цель. Познакомить детей с бетоном, его качествами и свойствами, способом изготовления; активизировать познавательную деятельность.
Материал. Картинки с изображением зданий, мостов, дорог, небоскребов; цемент, песок, щебенка, вода; емкости, лопатки для размешивания; фотографии бетонного завода, его цехов.
Предварительная работа. Чтение сказки «Три поросенка». Знакомство со строительными материалами.
Ход игры
В гости к детям приходит Знайка. Он беседует с ребятами о содержании сказки «Три поросенка»; выясняет, из каких материалов люди строят жилища: «Чем хорош деревянный дом? (Он красивый, теплый, светлый, уютный, в нем легко дышать.) Что может повредить этому дому? (Огонь, сырость) А что можно сказать о кирпичном доме? (Кирпич – прочный, крепкий; строительный материал бывает белого или красного цвета) Из какого еще материала можно построить дом? (Из бетона)».
Педагог предлагает подойти к бетонной стене детского сада и определить, какая она. Дети выясняют, что стена ровная, твердая, прочная. Воспитатель предлагает: «Сейчас мы с вами попробуем сами сделать бетон. Для этого у нас есть песок, вода, щебень, цемент».
Педагог и дети смешивают все компоненты и заливают в разные формочки; педагог объясняет, что эти формочки называются опалубкой: «Для того чтобы бетон стал прочным, его заливают в опалубку и оставляют застывать. Время от времени поверхность смачивают водой. Небольшое количество бетона может сделать один человек. Если требуется много бетона, то его делают на бетонном заводе». Дети рассматривают фотографии, на которых изображен бетонный завод, его цеха, бетономешалки, которые перемешивают необходимые компоненты емкости для разлива бетона, краны, поднимающие готовые плиты.
Опыт «Как надуть воздушный шарик?»
Материалы:
1) сода
2) уксус
3) пластиковая бутылка
4) воздушный шарик
Ход деятельности
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: включение детей в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите праздники? Какой праздник для каждого из вас самый любимый?
- Как мы готовимся к праздникам?
Воспитатель рассказывает, что Таня и Ваня ко дню рождения мамы решили украсить комнату воздушными шарами. Но Таня и Ваня заболели.
- Хотите помочь им надуть шары? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
Воспитатель раздает каждому ребенку по шарику.
- Из чего сделан шарик? Какие свойства резины не дают шарику лопнуть?
- Какой самый простой способ надуть шарик?
- Чем наполняется шарик, когда мы выдыхаем в него? (Углекислый газ)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
Дети пробуют надуть шарик.
- У всех получилось надуть шарик? Почему не получилось? (Тяжело, не хватает дыхания)
- Как же нам помочь Тане и Ване? Что нам нужно узнать? (Как еще можно надуть шарик. Как еще можно наполнить шарик углекислым газом)
- Как можно узнать? (Спросить, придумать)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
Дети подходят к столам, на которых для каждого находится набор для проведения опыта. В бутылку заранее налит уксус. Воспитатель просит детей насыпать в воздушный шарик 4 чайных ложки пищевой соды. Потом нужно осторожно надеть шарик на горлышко бутылки так, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После поднимаем шарик, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет пениться, пузыриться. Шарик надувается.
Вывод: при взаимодействии кислоты (уксус) и соли (сода) происходит реакция нейтрализации. Кислота и соль превращаются в воду и углекислый газ. Углекислый газ заполняет пустой объем и наполняет воздушный шарик.
5. Осмысление.
Дидактические задачи:
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы с вами делали?
- Смогли мы помочь Тане и Ване?
- Какое новое знание помогло нам надуть шарики?
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлекать родителей к совместной деятельности
Описание проекта:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев.
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Общая характеристика проекта:
Тип проекта: Краткосрочный, информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
Исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители
Цели проекта:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,
развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.).
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Этапы проекта:
1) Подготовительный этап:
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
- диагностика;
- определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.
2. практическая часть:
• познавательные занятия с элементами экспериментирования : рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;
• связь с другими видами деятельности : игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, социально-коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, художественно– эстетическое развитие: рисование, лепка.
3) Заключительный этап:
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
- Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах», «Есть ли у воды форма? «
- Опыт «Солнечные зайчики «
- Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства».
- Опытно-экспериментальная деятельность «Ткани и её свойства»
- «Увеличительные стекла «Цель:
- «Испытание магнита
-- «Удивительный песок»