Ольга Мусатова
Экскурсионное занятие «В гостях у деревянной игрушки»
▼ Скачать
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре, через ознакомление с народными деревянными игрушками
Задачи:
- Расширить знания детей о разнообразии русских деревянных игрушек (3-5);
- Развивать речь детей, обогащать словарь: деревянная, старинная, русская, народная (4-5)
- Активизировать словарь: матрёшка, деревянная игрушка (3-4)
- Формировать познавательный интерес (3-5)
- Развивать творческую и самостоятельную деятельность детей посредством украшения матрёшки (4-5 лет)
Публикация «Экскурсионное занятие „В гостях у деревянной игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
- Приобщать детей к декоративной деятельности (3-4)
- Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству (3-5)
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции (4-5 лет)
Содействовать возникновению эмоционального отклика на изделия народных промыслов (3-4)
Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства (4-5)
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания деревянных игрушек (3-4)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Оборудование и материалы: оформление мини-музея «Деревянная игрушка», сундук с деревянной игрушкой (лошадкой, силуэт большой матрёшки (образец, маленькие силуэты матрёшек из картона с предложенным вариантом украшения сарафана, платка (фасоль, семена тыквы, салфетки, клеенки для творчества и тарелочки по количеству детей. Звукозапись «Едем, едем на лошадке», русская народная мелодия, фоновая музыка.
Предварительная работа:
- организация в группе мини-музея «Деревянная игрушка»;
- загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений;
- беседы о видах игрушек;
- декорирование бумажных тарелочек при помощи пластилинографии.
Ход:
1. Вводная часть. Организационный момент.
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите играть в игрушки?
Много игрушек в нашей группе. Назовите их. Знаете ли вы, что давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, то играли они совсем в другие игрушки. Посмотрите, что я вам принесла.
Вот этот сундучок передала мне моя бабушка.
Отгадав загадку, вы узнаете, что в нём.
Цок-да-цок, цок-да-цок, Кто же звук тот издает? Вы ведь знаете отгадку? Да ведь это же… (Лошадка)
Представьте, раньше не было машин-игрушек. И мальчики играли в лошадку. Как вы думаете, из чего сделана эта игрушка? (Ответы детей)
Фигурку лошадки вырезали из дерева. Это старинная игрушка.
- Ребята, а вы знаете, где сейчас хранятся и можно увидеть старинные игрушки? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, в музее. Кто из вас был в музее? В нашей группе открылся музей деревянной игрушки. - А вы хотели ли бы там побывать? Ответы детей.
Тогда не будем терять время и отправимся в музей. Поедем на лошадке
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами находимся в музее. Давайте внимательно рассмотрим игрушки.
Как вы думаете из чего они сделаны? Ответы детей.
А если игрушки сделана из дерева, то она какие? Ответы детей.
А лошадка из чего сделаны? Ответы детей.
Пусть она останется в нашем музее. Обратите внимание на игрушки в нашем музее, здесь есть современные игрушки, в которые вы играете и старинные.
Давным-давно, когда не было ни пластмассы, ни резины, дети играли с деревянными игрушками.
Воспитатель: - Посмотрите, на верхнюю полочку, вот на эти игрушки, они созданы народными умельцами.
В московской области есть село Богородское, вот там мастера их делают и называются они Богородские игрушки.
Воспитатель: А что необычного в этих игрушках? (Ответы детей).
Воспитатель: - Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Они двигаются. Потянешь за верёвочку и куры зернышки клюют.
(Рассматривание игрушки, воспитатель читает стихотворение).
«Куры на кругу»
Куры зернышки клюют.
Никогда не устают.
Куры зернышки клюют
А яичек не несут.
Вот какие странные
Куры деревянные.
Воспитатель: - А вот ещё одна русская богородская игрушка «Курочки». Если поочерёдно двигать планки, игрушка начинает двигаться (показ воспитателя).
Давайте поиграем в игру «У кого в руках игрушка»
Когда звучит музыка вы передаёте игрушку по кругу. После того как музыка остановилась у кого осталась игрушка в руках выполняет движение.
У кого в руках игрушка,
Тот потопает немножко!
У кого в руках игрушка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто игрушку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто игрушку в руки взял,
Тот красиво приседал!
У кого в руках игрушка тот попрыгает немножко
Кто игрушку в руки взял тот наклоны показал!
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки
Воспитатель: Здесь стоят игрушки Матрёшки, Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Самые известные матрёшки изготавливают в городах Семёнове и Загорске. Наша русская матрёшка является символом России. Эта игрушка особенная, у нее есть свой секрет. А знаете какой? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно! Она разнимается на две части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до самой маленькой неразъёмной куколки.
Мастера изготавливали матрёшку из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают, расписывают и покрывают лаком.
Посмотрите внимательно на матрёшки, чем они похожи? Отличаются друг от друга? Ответы детей.
Обратите внимание на сарафаны матрешек? Все ли матрёшки в нарядных сарафанах? Ответы детей (одна матрёшка не расписанная).
Ребята, а вы хотели бы стать мастерами-художниками и украсить сарафаны матрёшкам?
Перед тем как расписать матрёшку мастера наносили узор на бумагу. Предлагаю вам выбрать каждому по одной матрёшке, пройти за столы и украсить сарафаны матрёшек красивыми узорами.
Продуктивная деятельность «Укрась фартук матрёшке»
Воспитатель: Перед вами на подносах материал, необходимый для украшения матрёшки. Обратите внимание на доску (образец). Из чего состоит цветок? (из серединки и лепестков). Начинаем украшать сарафаны своим матрёшкам. Лев и Настя вы украсите только сарафаны матрёшкам, а вы средняя группа придумаете свой узор для украшения платочка матрёшке. Помните, мастера работали тихо, аккуратно.
Самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель детям младшего возраста:
- Какие чудесные матрёшки у вас получились! Давайте мы с вами их прикрепим на доску. А вы ребята украсьте платочки своим матрёшкам (воспитатель обращается к детям среднего возраста).
- Молодцы!
- Ребята, а вы хотите поиграть с деревянными игрушками нашего музея? (дети выбирают себе игрушки).
Воспитатель детям среднего возраста:
- Давайте посмотрим, какие получились удивительные матрёшки! Предлагаю вам оформить выставку ваших куколок – от самой высокой до самой низкой (дети прикрепляют своих матрёшек на доску).
Воспитатель: - Ребята, Вам понравилось в нашем музее? (Ответы детей).
- А что именно понравилось, не понравилось в нашем музее?
- Дома расскажите родителям о нашем музее. Может у вас дома есть деревянные игрушки, которые вы можете принести в наш музей.
- Мы с вами не раз будем посещать наш музей, и узнавать много нового и интересного.
Игрушки нашего музея сделаны из дерева мастерами, с ними надо обращаться бережно, не ломать. А хотите поиграть с игрушками нашего музея.