Бекирова Надие Серверовна
Конспект проведения целевой экскурсии в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Золотая осень»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад «Василек» с. Доброе
Симферопольский район
Республики Крым
Конспект
проведения целевой экскурсии
в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР
«Золотая осень»
Составитель:
учитель – логопед Бекирова Н. С.
2022 год
Конспект
проведения целевой экскурсии
для детей с ОНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Публикация «Конспект проведения целевой экскурсии в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
«Золотая осень»
Интеграция образовательных областей: речевая, социально-коммуникативная, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.
Цели: Обобщение и систематизация знаний об осени, признаках осени, закрепление знаний детей о деревьях, кустарниках в осенний период, представлений об экологических взаимосвязях в природе. Уточнение и активизация словаря по теме «Деревья осенью». Пополнение экспрессивного словаря прилагательными (осенний, ранняя, поздняя, золотая, волшебная, красивая, прекрасная, грустная, холодная, богатая). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных с суффиксами – овый (березовый, кленовый, каштановый, дубовый и т. д.).
Развитие просодической стороны речи (шёпотной речи). Развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-эстетических чувств (умения видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка, эмоционально реагировать на литературные произведения). Развитие координации речи с движением, умения ориентироваться в пространстве и времени.
Воспитание активности, самостоятельности и навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке с воспитателем за изменениями в природе осенью, деревьями, чтение и заучивание стихотворений и просмотр картин об осени.
Оборудование: мяч
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей и просит их внимательно послушать стихотворение Елены Семилетовой «Осень»
***
Осень лебёдушкой тихо явилась,
В жёлтое платье она нарядилась.
Кисти с оранжевой краской взяла,
Красить деревья, траву начала.
Серым раскрасила тучи на небе,
Белым – туман, что плывёт на рассвете.
Для паучков вот клубок серебра,
Чтоб паутинка блестела с утра.
Кистью разбрызгала капли воды -
Это октябрьского неба дожди.
Свежести в воздух добавила запах,
Спрятала рыжики ёлкам под лапы.
Сколько забот у красавицы этой!
Всё изменить нужно ей после лета.
Логопед:
- Ребята, о ком или о чем говориться в стихотворении?
Ответы детей.
- Скажите, а какое сейчас время года?
Дети: «Сейчас осень».
- Ребята, назовите по порядку осенние месяцы.
Дети: «Сентябрь, октябрь, ноябрь».
- София, а какой сейчас месяц?
1 ребенок: «Октябрь».
- Миша, как ещё называют октябрь?
2 ребенок: «Золотая осень».
- Дети, а кто знает, почему октябрь называют «золотой осенью»?
Дети: «Потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото».
- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся на экскурсию и посмотрим в какие наряды осень одела деревья и кусты.
2. Наблюдение «Звуки осени».
Логопед:
- Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли?
Дети: «Мы пришли в городской парк «Салгирка».
- Какие изменения произошли с деревьями и кустами?
Дети: «Листья на деревьях стали желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми, а у некоторых деревьев есть еще зеленые листья».
- Почему?
Дети: «Наступила осень».
- Закройте, пожалуйста, глаза, послушайте внимательно осенние звуки и глубоко вдохните, чтобы почувствовать запахи осени.
Дети выполняют задание логопеда.
- А теперь скажите, какие звуки вы услышали
Ответы детей.
- Чем же пахнет осень?
Ответы детей.
Логопед с детьми, гуляя по парку, продолжают беседу.
- А какое сегодня небо?
Ответы детей.
- Посмотрите на землю, на траву, какие они?
Ответы детей.
3. Упражнение «Найди – ка!»
Логопед:
- Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на земле. Обратите внимание, что листья, которые упали сегодня или вчера еще свежие, полны влаги, если их смять в руке, они эластичные, не рассыпаются в руках. Листочки, которые упали давно, уже завяли, стали тусклыми и легко рассыпаются на кусочки или превращаются в пыль, если их помять руками, потому что влага из них испарилась.
Дети, а сейчас найдите, пожалуйста, по одному листочку, упавшему сегодня или вчера и упавшему с дерева давно. (Дети выполняют задание логопеда).
- Объясните, какой листочек вы нашли? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
- А теперь найдите и покажите мне лист, который похож на ладошку.
Дети выполняют задание логопеда.
- Скажите, с какого дерева упали эти листочки?
Дети: «Эти листья упали с клёна».
- Если листочки росли на клёне, какие они?
Дети: «Кленовые».
- Ребята, а теперь мы с вами поищем деревья, на которых плоды-крылатки, плоды-шишечки и т. д.
Логопед с детьми ищут деревья с плодами и называют дерево и его плоды.
- Молодцы ребята! Вы абсолютно правильно выполнили все задания!
4. Игра с мячом «Красавица осень».
Логопед:
- Дети, давайте встанем в круг. Я по очереди, каждому буду бросать мяч, а вы ловите мяч и говорите одно красивое слово об осени.
Ответы детей.
- Спасибо ребята, мне очень понравились ваши комплименты для красавицы осени.
5. Игра «Я какой листочек?»
Логопед:
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду подбрасывать листья вверх, а вы ловите листочки и читайте стихотворение «Листья разноцветные», а потом расскажите, какие листья вы поймали
Логопед подбрасывает вверх листья деревьев разного вида и цвета. Дети читают стихотворение.
Листья разноцветные на ветру кружатся,
И на землю тихо падают, ложатся.
Дети ловят листья и называют, какой это лист (кленовый, березовый и т. д.).
- Как называется явление, когда опадают листья?
Дети: «Листопад».
6. Игра «Найди отличия».
Логопед: А сейчас посмотрите внимательно, чем отличается лист клёна от листа ивы.
Ответы детей.
- А теперь найдите листочки с клёна и дуба и расскажите, чем они отличаются. Выиграет тот, кто найдет больше отличий.
Дети выполняют задание логопеда.
- Ребята, вы молодцы, каждый из вас нашел отличия у листьев, поэтому, я думаю, что победила дружба.
7. Игра «Компас».
Логопед:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компас». Я буду вашим компасом и буду указывать вам путь, а вы должны точно определить, куда же указывает компас и подбежать к месту, которое я назову. Подбегите, пожалуйста, к дереву, которое стоит слева (справа, между березой и кленом) от вас.
Дети выполняют задание логопеда.
- Какие же вы молодцы, ни разу не ошиблись, все направления определили правильно.
8. Упражнение «Превращение».
Логопед:
- Давайте превратимся в деревья и поиграем с ветерком. Сначала ветер очень сильный и громко воет
Дети вместе с логопедом выполняют упражнение и громко читают стихотворение:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Логопед:
- Теперь ветер стих и дует еле-еле.
Дети вместе с логопедом читают стихотворение шепотом.
9. Упражнение «Угадай-ка!»
Логопед:
- Ребята, а сейчас давайте встанем в круг. Один ребенок выйдет в центр круга, закроет глаза и угадает на ощупь, какой плод от дерева положили ему в ладошку.
Дети по очереди выполняют задание логопеда.
- Молодцы ребята, все выполнили это трудное задание. А сейчас вас ждет самое трудное задание. Вы готовы?
Дети «Да!»
10. Упражнение «Мозговой штурм».
Логопед:
- Сейчас быстро отвечайте на мои вопросы:
- Как можно разделить природу на две группы?
Дети: «Живая природа - растения и животные. Неживая – небо, река, камни».
- Как нужно вести себя в природе?
Дети: «Нельзя оставлять и бросать мусор. Нельзя ломать ветки деревьев и кустов. Нельзя разжигать костры».
- А что будет, если все начнут бросать мусор, ломать ветки, разжигать костры.
Ответы детей.
- Ребята, я очень рада, что вы так много знаете о природе и умеете ее беречь.
11. Итог занятия.
Логопед:
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилась наша экскурсия? Где мы сегодня побывали? Кого и что видели? В какие игры играли? Что вам понравилось больше всего?
Логопед предлагает детям после экскурсии, в группе отобразить свои впечатления в рисунках, лепке, поделках. Логопед с детьми возвращаются в детский сад.